02.02.2011 00:30
    Поделиться

    Спецпосланник Барака Обамы прибыл в Египет, чтобы подготовить уход Хосни Мубарака

    Похоже, уже весь мир пришел к выводу, что Хосни Мубараку пора сдать митингующим свой президентский мандат и покинуть Египет. Иначе "кровавой бани", очевидно, не избежать. Осталось лишь выяснить, каков окончательный ответ самого виновника массовых акций протеста.

    Весь вчерашний день очень многие ждали из Египта новости о том, что Мубарак покинул Египет на личном самолете. Днем ранее, на седьмой день протестов, на несколько часов показалось, что ситуация в бурлящем Каире понемногу начала стабилизироваться. Египетские телеканалы весь день показывали, как президент, улыбаясь, общается с военной элитой страны. Выбор собеседников Мубарака был не случаен. В сложившейся ситуации лишь безапелляционная поддержка генералов может спасти их главнокомандующего от толпы. Потом, опять же с улыбкой, уже министр обороны объезжал боевые патрули. Но это была иллюзия спокойствия. За ней последовал очередной удар по вконец расшатавшимся позициям Мубарака.

    Во вторник в Каире прошел "Марш миллиона". Правда, он больше был похож на всеегипетское стояние на центральной площади Тахрир. Дело в том, что накануне организаторы марша уверяли, что толпа пойдет на резиденцию Мубарака. Однако до позднего вечера во вторник митингующие так и не сдвинулись с площади. Не исключено, что наиболее горячие головы отказались от идеи штурма президентского дворца после того, как вчера днем египетская армия сделала неожиданный ход. От лица военных все операторы сотовой связи начали рассылку СМС-сообщений: "Народ Египта, опасайтесь слухов, прислушивайтесь к своему разуму. Египет превыше всего, сохраните его". И народ прислушался. Впрочем, для митингующих вчера явно был важен в первую очередь не факт перемещения в сторону дворца, а людское море протестующих. Их, по разным оценкам, вчера в центре Каира собралось почти два миллиона.

    Тем временем улыбающийся министр обороны покрасовался несколько минут перед камерами и убежал в свой бункер. Войска же не только не стали препятствовать проведению "Марша протеста", а, наоборот, фактически поддержали митингующих. Генералы пообещали не применять силу против толпы.

    В сложившейся ситуации Мубарака можно лишь искренне пожалеть. Нет сомнений, что он прекрасно понимает: его время у власти стремительно завершается. С другой стороны, президент, очевидно, осознает все крайне печальные для Египта последствия от его возможного бегства. Безвластие, хаос и толпы мародеров уже фактически парализовали страну. Вчера, к примеру, стало известно, что в ходе недельных беспорядков из тюрем Египта сбежало более 17 тысяч заключенных.

    Кто сможет заменить Мубарака и быстро навести порядок? Ответ очевиден: никто. У провозглашенного два дня назад лидером оппозиции нобелевского лауреата Мохаммеда аль-Барадеи нет реального политического веса. Его лидерство лишь на словах.

    Стоящие у него за спиной все еще запрещенные Мубараком "Братья мусульмане" лишь на публике за демократию и свободное волеизъявление граждан. В действительности же их правление вполне может оказаться куда более деспотичным, чем ныне существующая в Египте власть. Причем вчера появились косвенные подтверждения того, что за спиной у Мубарака военные уже ведут переговоры именно с "Братьями мусульманами". Так проживающий в Лондоне один из видных представителей "Братьев-мусульман" Камаль аль-Хелбави не исключил, что глава генерального штаба вооруженных сил Египта Сами аль-Анан может стать преемником президента Египта. Не исключено, что как раз этого сигнала и ждали военные, чтобы окончательно перейти на сторону народа.

    Вполне логичный, но вряд ли способный утихомирить толпу выход предлагает вездесущий Вашингтон. Во вторник в Каир прибыл спецпредставитель Барака Обамы - бывший посол США в Египте Фрэнк Уиснер. По информации американских СМИ, он привез Мубараку предложение согласиться с "упорядоченным переходом" к президентским и парламентским выборам в сентябре этого года. Но как убедить миллионы египтян подождать еще полгода?

    Поделиться