Жизнь - это, конечно, смертельно. Кто бы сомневался. Но в процессе ее проживания людям почему-то не все равно, какие на их пути попадаются "вызовы и угрозы".
Социологи Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центра) попытались выстроить опасения и страхи наших сограждан по ранжиру. Причем сделали это далеко не в первый раз. Исследования проводились в начале 2008, 2009, 2010 и 2011 г., что позволило выявить некие "тенденции".
Что сейчас больше всего угрожает России? - спросили социологи в очередной раз 21-24 января 2011 года у 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.
Самый распространенный ответ неожиданностью не стал. Главный для россиян "ужас, летящий на крыльях ночи" (и дня, и утра, и любого другого времени суток) - это перспектива стать нищим. Немудрено, учитывая, что, например, по данным Института социологии РАН, лишь около 5 процентов наших сограждан имеют сбережения, на которые могли бы прожить год или больше. А большинство существует от зарплаты до зарплаты и финансовых "подушек безопасности" лишено.
За три года число тех, кто опасается роста цен и надвигающейся бедности, выросло на 10 процентов - с 51 до 62%. Правда, в прошлом году опасения несколько ослабевали - до 47%, но сейчас выросли вновь.
Рост безработицы еще три года назад беспокоил меньше трети россиян (30%). Сейчас - почти в полтора раза больше, 42%. Своего пика эти страхи достигли в кризисный год - 56%. Равно как и боязнь нового кризиса. В 2008 г. его опасался лишь каждый четвертый-пятый из наших сограждан (22%), а в январе 2009 - больше половины (59%). Сейчас кризис пугает примерно треть россиян (30%), эти страхи постепенно отходят в сторону.
Чуть меньше по сравнению с прежними годами граждане стали бояться роста преступности (было 32%, сейчас 29%).
Странные метаморфозы претерпела боязнь "произвола властей". Три года назад, накануне очередных выборов, этого опасался каждый пятый гражданин. Через год - лишь 8%. Сейчас - 18%.
По-прежнему нас беспокоит "неопределенность будущего". Но уже несколько меньше по сравнению с кризисными временами: не 22%, а 17%. Что тоже, конечно, многовато для великой державы. Не то чтобы сильно, но пугает жителей России перспектива "колонизации" страны, расхищения ее национальных богатств - об этом сказали 14% респондентов. В 2009 году таких было лишь 6%. Но тут все объяснимо: в кризисный год люди больше думали не об абстрактных угрозах для государства в целом, а о собственных бедах, до предела конкретных и действительно внушавших ужас. И лишь сейчас, когда немного отступили главные страхи - нищета, безработица, кризис - люди стали чаще беспокоиться по "глобальным" поводам. Не распадется ли страна? Не станет ли зависимой от Запада? Не грозит ли нам диктатура, голод, карточки, гражданская война? Не начнется ли новый передел собственности, в результате которого мы лишимся честно заработанного непосильным трудом?
Так или иначе, сейчас озабочены тем, что в стране могут начаться преследования инакомыслящих, 2 процента. Ущемление интересов частного бизнеса тревожит 3%. Возможные конфликты со соседями из ближнего зарубежья - 6%. Угроза "диктатуры" - 4%.
Своя рубашка явно ближе к телу. И "лучше бояться, чем пугаться". Храни нас, боже, от ужаса, а со страхами мы сами совладаем.