31.01.2011 14:59
    Поделиться

    Скончался главный режиссер Тульского драмтеатра Александр Попов

    Сегодня около 3 часов ночи после тяжелой болезни на 67-м году жизни не стало народного артиста РФ Александра Иосифовича Попова. Более 20 лет он возглавлял Тульский драматический театр.

    Александр Попов, сын режиссера и актрисы, родился 23 февраля 1944 года на Соловках, где во время войны базировался учебный отряд Северного флота, при котором был театр, возглавляемый его отцом Иосифом Степановичем Поповым. Александр вдохнул "пыль кулис" с самого малого возраста. И для него не было другой жизни, чем театр, другого ритма существования, чем выпуск очередного спектакля. Более 20 лет поиски и находки, муки и радости творчества...

    После школы он в 1961 году поступил на факультет драматического искусства Белорусского государственного театрально-художественного института и через четыре года оканчивает его по специальности "артист драматического театра и кино". "Актерский год" в Брестском театре имени Ленинского комсомола породил желание стать режиссером. И он едет в Ленинград, где тогда в Институте театра, музыки и кинематографии на Моховой курс вел набор его кумир Г.А. Товстоногов. Попов с честью выдерживает вступительные экзамены. В 1970 году с пятого дипломного курса его призывают в ряды Вооруженных сил. Александр Иосифович служит на Северном флоте. После демобилизации и защиты диплома, он был сразу приглашен в Красноярский ТЮЗ, в то время один из интереснейших молодежных театров России, главным режиссером. Попов работает успешно, ярко, интересно.

    В 1978 году со спектаклем "Власть тьмы" он впервые вступает на Тульскую сцену. В 1979 году удостаивается почетного звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР". Далее последовала работа главным режиссером в Вологодской драме, Свердловском академическом театре, режиссером-постановщиком в Куйбышеве и Минске. В 1989 году Александр Попов возглавил Тульский драматический театр. Он приехал в Тулу сложившимся мастером, со своей художественной программой, эстетическими пристрастиями, с опытом успешной работы в театрах России.

    Он начал с "новой драмы", с пьесы С. Злотникова "Дурацкая жизнь". Смелость непомерная по тем временам! Это был 1990 год. За стенами театра разруха, нищета, безработица, потрясения и катаклизмы, и полное отсутствие тех материальных благ, которые чужды были главному герою спектакля. Зритель встретил спектакль с напряжением. Контакт с городом получился, но не такой активный и наполненный, как задумывал Попов. И режиссер решает: театру и городу нужен праздник! Он обращается к Шекспиру. Трагическая история Ромео и Джульетты покоряет город. Это был лучший спектакль сезона. Забытый ажиотаж "лишнего билетика" вновь сотрясал театральные кассы.

    Александр Иосифович приглашает в театр после тринадцатилетнего отсутствия легендарную тульскую актрису Софью Сотничевскую и предлагает ей роль Мод в эксцентрическом спектакле "Гарольд и Мод". Александр Попов включает в репертуар Толстого, произведений которого не было на тульской сцене 15 лет. И дальше в классическом наследии Попов искал Героя времени. Об этом говорят спектакли "Лес" (1992) и "Волки и овцы" (1995) А.Н. Островского, "Свадьба Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина (1993), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше (1994), "Хозяйка гостиницы" (1995), "Венецианские близнецы" (2005) К. Гольдони, "Пигмалион" Б. Шоу (1999), "Двенадцатая ночь, или Что угодно" У. Шекспира (1999), "Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг" Б. Брехта (2000), "Месяц в деревне" И.С. Тургенева (2001), "Женитьба" Н.В. Гоголя (2003), "Медовый месяц Белугина" А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева (2005).

    Классика и современность - две равные любви художественного руководителя тульской драмы. Классическим названием театр открывал каждый новый сезон. Но и многие современные российские пьесы, благодаря Александру Попову, начали свою сценическую жизнь на тульской сцене: в 1996 году состоялись премьеры пьес "Отдам в хорошие руки добрую старую собаку" Л. Проталина и "Великий обольститель, или Последняя ночь Казановы" В. Коркия, А. Лаврина, в 2002 - трагедии "Между чашей и губами" А. Кутерницкого, в 2005 - пьесы "Наш дом" И. Ворон, Л. Борон, в 2008 - грустные комедии "Смешная любовь (Легкий воздух)" В. Доценко. В афише театра последних лет в постановке А.И. Попова появились спектакли по пьесам Г. И. Горина, В. И. Мережко, В. Е. Жеребцова, Н. М. Птушкиной, С. Л. Лобозерова, Ю. И. Рогозина, О. Д. Данилова.

    В сфере внимания Александр Иосифовича и современные зарубежные пьесы: "Двое на качелях" (1994) и "Быть или не быть" (1998) У. Гибсона, "Уступи место завтрашнему дню" В. Дельмар (1994), "Контесса, или Радость бытия" М. Дрюона (1999), "Слишком женатый таксист" Р. Купи (2004), "Цветок кактуса" Э. Берроуза (2006). Событием последних лет стала постановка пьесы В. Жеребцова "Чморик".

    Благодаря творческим и организаторским заслугам художественного руководителя театра А. И. Попова и директора театра С.М. Борисова театру было присвоено звание "Академический".

    В 1999 году Александр Иосифович Попов удостоен высокого звания "Народный артист Российской Федерации". А через пять лет награжден Почетным знаком "За заслуги перед городом" I степени. Он семь раз удостаивался Губернаторской премии "Триумф" как лучший режиссер-постановщик.

    - Хочу сказать без лишней скромности, что наличие такого театра драмы - это большая гордость для города, - говорил Александр Попов в одном из своих последних интервью. - Город имеет право гордиться своим ТДТ, потому что мы играли на сцене Малого театра в Москве, на других сценах в разных городах, где проводились театральные фестивали. Отовсюду мы привозили награды и хорошие отзывы. Поэтому, я повторяю, для туляков, для администрации города и области наш театр должен быть предметом гордости. Что касается нашего отношения к городу, то мы благодарны нашим зрителям за то, что они ходят в наш театр, за то, что аплодируют, за то что следят за жизнью новых спектаклей, за человеческие отношения между зрительным залом и сценой. Они существуют. Мы видим, как зрители благодарны нашим артистам, художникам, режиссерам . Но мне хотелось бы, чтобы зритель ходил не на отдельные спектакли, а ходил бы в ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Это возможно только тогда, когда зритель будет знать, что театр у него вот ТАКОЙ. И ниже определенного уровня он не опустится.

    Поделиться