100 дней на посту мэра Москвы для Сергея Собянина оказались непраздничной датой: второй день столица хоронит жертв теракта в аэропорту "Домодедово". Но и в эти горькие дни москвичи не смогли не отметить: умение организовать дело, требовательность до жесткости к подчиненным, характерные для нового градоначальника в обычное время, в этот момент оказались настоящим спасением для многих пострадавших.
Напомню хронику того черного понедельника. Первая машина московская "скорой помощи" была в аэропорту "Домодедово" через 34 минуты после взрыва, еще через 24 минуты был доставлен в столичную клинику первый пострадавший, а через два часа был эвакуирован последний раненый. Заметим: вывозили пострадавших в самый пик московских пробок. Но благодаря именно этой скорости и взаимодействию всех служб не только Москвы, но и Московской области, все доставленные в больницы были своевременно прооперированы и никто из них не умер.
Но Собянин со свойственной ему дотошностью буквально на следующий день потребовал заняться слабыми местами в организации всей жизни города, которые высветил этот теракт. В частности, поручил разработать специальный режим проезда к месту любого ЧП, будь то взрыв, природный катаклизм или техногенная катастрофа. Антитеррористическая комиссия во главе с мэром занялась проверкой аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов и других мест массового скопления людей с точки зрения их защищенности. Буквально вчера на станции "Охотный ряд" мэр вместе с президентом страны Дмитрием Медведевым осмотрели целый ряд технических новинок, которыми в течение ближайших двух лет должны быть оборудованы для повышения безопасности все 182 станции московской подземки.
В дни, предшествовавшие трагедии, мэр с такой же последовательностью занимался наиболее острыми проблемами столицы, которых у нее накопилось немало. То, что приоритеты им расставлены правильно, подтвердил опрос, проведенный ВЦИОМ накануне 100 дней. Он показал, что большинство москвичей, а точнее, 63 процента, положительно оценивают его деятельность на посту градоначальника Москвы. А 39 процентов солидарны с мэром в том, что, прежде всего город следует вытаскивать из пробок. Как именно собирается это делать Сергей Собянин, москвичи знают не понаслышке: разработанный им план первоочередных мероприятий решения транспортной проблемы каждый горожанин в любой момент может посмотреть на официальном сайте правительства Москвы. А подготовка к внедрению интеллектуальной транспортной системы, которую столица должна получить к 2013 году, полным ходом уже идет. Параллельно с этим ведется обновление городского общественного транспорта, создание цивилизованного парка такси, оборудование для них выделенных полос на главных магистралях столицы.
Другая не менее актуальная проблема столицы, заявил Сергей Собянин, приступая к своим обязанностям - коррумпированность столичных властей. Выбивая почву из-под ног этого явления, он обновил руководство практически всех городских структур, а в некоторых - даже не по разу. Москвичи и в этом поддерживают мэра. 73 процента опрошенных ВЦИОМ согласны с тем, что необходима смена прежних руководителей на новых, зарекомендовавших себя на федеральном уровне, которой и занимается все это время градоначальник. "Пришло довольно много новых людей, вполне современных менеджеров. При этом важно, что его кадровая политика характеризуется и тем, чтобы постоянно держать что называется, в тонусе бюрократию", - сказал по этому поводу политолог Дмитрий Бадовский. Новый первый зам. мэра Москвы по экономике Андрей Шаронов видит в такой политике закономерность: "Эпоха крепких хозяйственников позади", - заявил он на "деловом завтраке" в "РГ".
С удовлетворением жители всего столичного региона восприняли и то, что позади осталось противостояние руководства Москвы и Московской области. И теперь вместо взаимных упреков по поводу и без повода они сообща решают ту же транспортную проблему и проблему энергетической безопасности региона, вместе думают о создании экотехнопарков, которые придут на смену мусорным полигонам, обложившим столицу со всех сторон.
Пожалуй, больше всего споров среди москвичей вызвала стремление мэра избавить город от торговых палаток. Жители центра, в частности, тревожились, что потеряв в 90-е годы стационарные продовольственные магазины, точно так же они потеряют и эту, с таким трудом выстроенную мелкорозничную сеть, обеспечивающую их хлебом, молоком и другими самыми необходимыми товарами. Но сейчас эти опасения уже остались позади: идет планомерная работа по разработке новой схемы мелкой розницы и проектов киосков, которые не будут уродовать город своим внешним видом. Параллельно с этим убирается с домов и магистралей незаконная реклама, наводится порядок во дворах и подъездах жилых домов.
Собянин "совершенно очевидно укрепился на посту мэра", и "выглядит на этой должности органично, не как пришелец", - так подвел итог к этой непраздничной дате политолог Дмитрий Орлов.