28.01.2011 10:35
    Поделиться

    Евгений Шестаков: Запад не заинтересован в египетской революции

    Что происходило на прошедшей неделе в Египте - революция, бунт или локальные народные волнения, вызванные общим недовольством ситуацией в стране? Когда верхи не могут управлять, а низы жить по старому. До сих пор точного ответа на этот вопрос нет.

    Участники акций протеста с гордостью называют происходящее в стране революцией. Их противники объясняют народные волнения "бузотерством" интернет-молодежи, сосредоточенной в нескольких крупных городах.

    Тем не менее, волна демонстраций против действующей власти, судя по всему, продолжает захватывать все новые и новые страны с "застойными" режимами. Смена власти в Тунисе, которая произошла всего за несколько дней, словно брошенный в воду камень, подняла волны, которые обрушились на соседние государства. Акции протеста в Алжире и Египте,  докатились до относительно спокойного Йемена.  На прошлой неделе в этой стране на антиправительственный митинг вышли 16 тысяч человек - невиданная цифра для государства, где сильны родоплеменные отношения, а большинство демонстраций умело направляются против так называемых внешних угроз - США и Израиля.

    Не вызывает сомнений: протесты в ближайшее время начнутся и в других странах с, казалось бы, устоявшимися, незыблемыми режимами. Вопрос лишь в масштабах народного недовольства и способности властей быстро погасить возникшее пламя.

    В условиях экономического кризиса привыкшее к рутинному, не обременительному существованию, обросшее жирком руководство многих государств оказалось не способным отреагировать на возникшие угрозы и перестроить прежние схемы управления. Или на худой конец, переключить внимание нищающего населения на внешнеполитические раздражители. В итоге долго копившееся народное недовольство политическим застоем, коррупцией, несменяемостью элит в одночасье проявилось на улицах.

    Самосожжение безработного инженера в Тунисе или "хлебные" бунты в Египте, с которых, как утверждают СМИ, начались волнения - только повод для бунта. Именно бунта, а не революции, потому что на начальном этапе ни оппозиция, ни профсоюзы не выступали организаторами акций протеста. Все происходило стихийно.  Однако этих слабых, стихийных волнений уже хватило для смены режима в Тунисе.

    Вы верите в такое развитие событий? Я - нет. Разговоры о стихийности народных протестов, не более чем красивая, увлекательная сказка для масс-медиа, которых стоящие за переворотом в Тунисе силы кормят историями о бескорыстной борьбе народных масс за демократию.

    Однако существует и другая "максима" такого рода революций - ищи того, кому это выгодно. Почему президент Туниса Бен Али был вынужден бежать из своей страны? Только ли дело  в зашкаливающих масштабах коррупции среди его приближенных и родственников, многие из которых, кстати, уже арестованы?

    Такой ли стихийной была на самом деле революция в Тунисе, как ее сегодня пытаются представить? Возможно, стихийным было ее начало. Но ровно до того момента, когда один из местных генералов отказался выполнить приказ президента Бен Али и стрелять в демонстрантов. С этого момента стало очевидно, кто в дальнейшем будет стоять за спиной разного рода рвущихся к брошенной власти местных политиков. Эти силы еще не вышли на авансцену. Они внимательно наблюдают, как народ выгоняет из временного правительства Туниса старых министров. А представители оппозиции тешат себя надеждой, что займут места изгнанных чиновников.

    Наивные. Они сделают всю грязную работу, очистят сцену, но затем на нее выйдут не они, а новая политическая элита - из числа военных. И. возможно, в будущем страну возглавит тот самый генерал, который отказался выполнить приказ Бен Али стрелять в демонстрантов, а потому сегодня ходит в народных героях.

    Впрочем, прошедшая неделя показала: за спиной протестующих в любой момент может возникнуть другая, вполне дееспособная сила - радикальный ислам. У него есть деньги, политическая поддержка, а главное, четко обозначенная цель - заменить относительно светские, или недостаточно религиозные режимы, на "режим аятолл". В мутной пене революций эти радикальные силы чувствуют себя уверенно, разогревая арабскую улицу обещаниями всеобщего процветания и равенства, декларируя свою готовность бороться с коррупцией и противостоять влиянию Запада.

    На будущей неделе вопрос о том, удержат ли египетские власти ситуацию в стране под контролем, останется ключевым в международной повестке дня.  Противники президента Мубарака продолжают настаивать: народные волнения охватили весь Египет, в то время как сторонники Мубарака, напротив, называют происходящее локальными, ограниченными во времени и пространстве стычками полиции с молодежью. На прошедшей неделе египетская полиция провела превентивные аресты политиков, которые, по мнению официального Каира, были близки к запрещенной в стране, но весьма влиятельной организации "Братья мусульмане".  Аресты прошли после того, как представители "братьев" публично объявили о готовности движения присоединиться к акциям протеста.

    Впрочем, пока в большинстве случаев сторонники радикального ислама в Египте наблюдают со стороны, как под предлогом борьбы за демократию, происходит крушение одного из самых стабильных на Ближнем востоке режимов. Каирская биржа уже отреагировала на народные волнения небывалым падением котировок. Финансовые потери Египта исчисляются миллиардами долларов.  

    В страну из-за границы потянулись политические противники президента Мубарака. Они всерьез рассчитывают на волне народных протестов, на белых конях и в белых перчатках въехать во власть. Эти "правдорубцы", среди которых выделяется бывший глава МАГАТЭ Мохаммед Эль Барадеи, намерены принять посильное участие в расшатывании действующего режима.

    Такая наивная вера в силу демократии может дорого обойтись не только Египту, но и всему миру. До сих пор Мубарак жестко подавлял любые проявления исламского фундаментализма, а его страна соперничала с Ираном за позиции регионального лидера. Но в случае отстранения от власти представителей нынешней египетской элиты не только на Ближнем востоке, но и во всем регионе Персидского залива произойдут колоссальные  геополитические изменения. Под ударом "арабской улицы", ободренной примерами Туниса и Египта, неизбежно окажутся многочисленные монархии, контролирующие богатые нефтью страны региона.  

    Запад не заинтересован в египетской революции. Слишком негативными могут оказаться ее последствия. Возможно, поэтому действия египетской полиции, которая разгоняет демонстрантов слезоточивым газом и водометами, а иногда использует и настоящие пули, вызывают протесты только у европейских правозащитников. Лидеры Евросоюза в большинстве своем хранят молчание или выражают осторожную озабоченность происходящим.

    Еще несколько лет назад "египетской демократии", по задумке предыдущего президента США Джорджа Буша, предстояло стать образцово-показательной для всех арабских стран. Такая демократия всех на Западе устраивала, потому что она гарантировала Египту стабильность, а главное предсказуемость политической системы. Фактор крайне важный, когда речь идет о таких крупных, влиятельных мировых игроках.

    На прошедшей неделе европейские телеканалы показали кадры, полученные из Афганистана. На пленке - публичная казнь, уличенных в супружеской неверности мужчины и женщины через побивание камнями. Талибы во всех подробностях сняли экзекуцию, проведенную по решению шариатского суда. "Правдорубцам" с Запада, желающим смены режима в Египте, есть о чем задуматься.

    Поделиться