27.01.2011 18:48
    Поделиться

    Сенатор Александр Чекалин предложил вынести систему милицейской отчетности на общественное обсуждение

    Сегодня зампред комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Александр Чекалин выступил с неожиданным предложением, как улучшить систему милицейской статистики.

    По его мнению, общество само должно назначать показатели, которые надо требовать с милиции. А для этого требуется провести широкие общественные обсуждения соответствующего нормативного акта.

    На всякий случай (если есть еще непосвященные) надо пояснить, что едва ли не главная беда современной милиции - так называемая "палочная" система. Она заставляет милиционеров работать практически на износ, но парадоксальным образом борьба с преступностью становится далеко не главным. Важнее - дать нужные показатели.

    Поэтому, если взять милицейскую статистику, то окажется, что мы живем в благополучной и безопасной стране. У нас высокая раскрываемость, а преступлений совершается гораздо меньше, чем в каком-нибудь криминальном Париже или бандитском Лондоне. Только, увы, наши граждане имеют дурную привычку не верить красивым отчетам, а верить собственным глазам, а также синякам и шишкам.

    Причем, проблему признают и сами милиционеры. Буквально на днях корреспондент "РГ" побеседовал с подполковником милиции - руководителем одного из подразделений уголовного розыска. "Не буду скрывать, мы все сейчас ждем закона о полиции, - сказал сыщик. - В нашей системе есть глубоко порочные вещи, хочется верить, что новый закон их изменит". Он, прежде всего, имел в виду те самые "палки" и "галочки". Что важнее - раскрыть одно настоящее преступление или два-три липовых? Обществу нужно первое, современному сыщику - второе. И не потому, что он плохой человек. Сама система заставляет его работать так. Чтобы раскрыть преступление нужно время, нужны силы. А где все это взять, когда постоянно надо давать показатели? Плюс отвлекаться на усиления, дежурства и прочее. "Во всем мире раскрываемость преступлений - 20-30 процентов, - говорил сыщик. - Это нормально, выше она быть не может. Все, что больше - фикция. Да, формально, у нас высокая раскрываемость. Но за счет чего она достигается, вам рассказать?".

    А еще есть планы - сколько составить протоколов, сколько нарушителей задержать. Причем, планы расписаны по статьям. Например, тому же гаишнику необходимо составить столько-то протоколов на переход улицы в неположенном месте. А что делать, если пешеходы, как на грех, будут ходить по зебрам и только на зеленый?

    Любой инспектор знает научную истину: нельзя ждать "милостей" от нарушителей, взять (назначить) их - наша задача. Поэтому протоколы, как правило, составляются на водителей - по договору. Остановят машину, договорятся (в некоторых ситуациях водители становятся удивительно сговорчивы), составят протокол, будто на простого пешехода. И все остаются довольны.

    Это только один пример из жизни милиции. Еще есть случаи, когда участковые составляли протоколы заочно - по списку неблагополучных граждан. Мол, такой-то ходил пьяным, нарушал порядок. Все знают, что такой-то пьянь, и чисто гипотетически он мог ходить и нарушать. Казусы возникали, если "нарушитель" умирал раньше времени. "РГ" писала о случаях, когда согласно милицейским протоколам, тот или иной покойник нарушал общественный порядок через несколько дней после смерти. Но опять же, не вина, а беда участкового, что ему приходится так работать.

    В целом примеров побочных эффектов палочной системы можно привести много. Наверное, даже бесконечно много. Но руководителям ведомства нужна какая-то система, по которой они могли бы оценивать подчиненных.

    "Руководит деятельностью милиции ее величество статистика, она и является главным базовым требованием, ориентирующим всю деятельность милиции, - сказал сегодня Александр Чекалин. - Население должно заказывать в МВД такую функции, такие показатели, которые нужны населению. Показатели, ориентирующие сотрудников на работу, будут выставлены на общественное обсуждение, и народ будет участвовать в их правке, заказывать показатели".

    Также он предложил прописать в нормативных актах такие показатели, как количество жалоб, поступивших на полицию, количество коллективных жалоб в вышестоящие инстанции, количество объективных критических публикаций о полиции, число сотрудников привлеченных к уголовной ответственности, количество частных определений судов, представлений прокуроров по поводу полиции. Именно по этим вещам предлагается оценивать отношение граждан к милиции. "Тогда и получим объективную картину", - сказал Александр Чекалин.

    По его словам, после вступления закона о полиции в силу, МВД будет переделывать всю свою нормативную базу. "Но человеческий фактор, его не переделаешь, - сказал сенатор, к слову, бывший первый заместитель министра внутренних дел. - Поэтому я все-таки хотел главное внимание обратить на подготовку нового личного состава, это ребята, которые завтра пойдут служить в полицию".

    Весь личный состав переходящий в полицию, по словам сенатора, в обязательном порядке пройдет переаттестацию. "Ее не пройдут те, на кого есть много жалоб, - сказал Александр Чекалин. -  Но в целом, я сторонник создания дисциплинарных комиссий. Отдавать на откуп начальнику судьбу человека или группу людей не правильно. Начальник бывают разные. Есть амбициозные руководители, которые не любят, когда с ними спорят. Они будут в первую очередь избавляться от ершистых сотрудников. Какова глубина проступка человека? С этим надо коллективно разбираться.  Дисциплинарные комиссии будут проверять проступки и рекомендовать какое принять решение. Так будет правильно и честнее, чем будет принимать начальник".

    Еще один острый вопрос касается сокращения милиции-полиции. Напомним, что численность МВД предписано сократить на 20 процентов. "Сокращайте, но не за счет участковых, дознаваталей, уголовного розыска, - говорит Александр Чекалин. - Есть за счет кого сокращать.

    Можно провести сокращения, в частности, за счет обслуживающих подразделений - тыл, наверное, штабные подразделения, в небольшой части кадры, различного рода редакционно-издательские подразделения. Посмотреть учебные заведения, многие выпускники, получив великолепное образование, уходят в диаметрально противоположную сферу, детективные агентства, экономику. Сейчас в МВД действует 21 учебное заведение. Не надо столько. Будет около десятка, но курсант подпишет контракт, по которому будет обязан прослужить пять-десять лет после окончания вуза. Сколько именно, пока не решено. Если захочет уйти, то должен будет возместить расходы на обучение". По словам Александра Чекалина, такие подходы к сокращениям разделяет и министр внутренних дел.

    Поделиться