27.01.2011 00:40
    Поделиться

    Повышение соцналога изменит соотношение легального и нелегального секторов малого предпринимательства

    С 1 января в России увеличен единый социальный налог - с 26 до 34 процентов. Как такое изменение отразится на деловом климате в регионе? Этот вопрос обсуждали в прямом эфире программы "Сегодня говорят", которую подготовили журналисты "РГ" и радиостанции "Восток России".

    Бизнес-сообщество в целом с пессимизмом оценивает нововведение.

    - Понятно, что предприниматели всегда негативно воспринимают любое повышение налоговой нагрузки. Тем более в посткризисных условиях, - говорит председатель Хабаровского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Сергей Мазунин. - Думаю, эта мера преждевременная, ведь, по данным статистики, предприятия еще не вышли на докризисный уровень. Хотя в некоторых отраслях наблюдается оздоровление, необходимо как минимум еще год-два, чтобы производство достигло уровня 2008 года.

    Беспокоит предпринимателей и то, что помимо финансовой нагрузки они столкнутся с дополнительным администрированием. Поскольку единый социальный налог заменяется обязательными взносами на медицинское, социальное и пенсионное страхование, бизнесу придется работать с тремя отдельными фондами. Мало того, что платежи следует направлять в три разных ведомства, и отчетность также возрастет втрое.

    - К тому же каждый из этих органов будет периодически проверять своевременность и точность перечислений и, естественно, отвлекать силы предпринимателей от текущей деятельности, - прогнозирует Мазунин. - Одна из мер снижения негативных последствий этой реформы - передача функции администрирования налоговой инспекции. Представители малого и среднего бизнеса сдавали бы один отчет, перечисляли бы взносы на единый счет одной платежкой, а дальнейшее разделение в соответствии с определенными долями происходило бы внутри самой финансовой системы.

    Эксперты предполагают, что значительного роста пенсий в результате изменения ставок социальных отчислений ждать не стоит.

    - Пенсии настолько малы, что даже увеличение их на 15-20 процентов не решит проблему в корне, - считает директор Дальневосточного НИИ рынка Вадим Заусаев. - В конечном счете, конечно, пострадает бизнес. Однозначно произойдет удорожание товаров и услуг, ведь взносы лягут на затраты, которые несут предприниматели. А в конце концов замедлится рост заработной платы.

    Специалисты и игроки рынка открыто называют еще одно негативное последствие повышения социального налога - бизнес пойдет "в тень". По информации "Опоры России", за последние годы бизнес заметно "осветлился", теневой сектор стал меньше. В 2004 году в Хабаровске до 52 процентов оборота малого бизнеса было "серым", сейчас - 47.

    - Теперь, думаю, предприниматели, особенно те, которые работают в высококонкурентной среде, будут вынуждены уходить "в тень", - высказывает точку зрения Заусаев.

    Таким образом, не исключено, что бюджет не получит деньги, на которые рассчитывает.

    - Эти опасения имеют место быть, - подтверждает депутат Госдумы, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин. - Заработная плата или часть ее будет выдаваться в конвертах. Между тем доля подоходного налога в доходах дальневосточных бюджетов - почти 50 процентов. Например, в бюджет Хабаровского края за 9 месяцев прошлого года поступили 37 миллиардов рублей, из них 15 миллиардов - НДФЛ.

    Решать проблему дефицита ПФР, по мнению депутата, надо радикально. В начале 1990-х взносы в социальные фонды привязали к фонду оплаты труда, и это было ошибкой.

    - Нужно вводить налог, который исчислялся бы от оборота, - предлагает Штогрин. - Он бы обеспечил пенсионную систему доходами, поскольку обороты постоянно растут, не сдерживал бы рост заработной платы и был бы не столь обременительным, как платежи в 34 процента от ФОТ.

    Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" проанализировала возможные последствия повышения налоговой нагрузки. Ее эксперты предполагают, что пострадают самые бедные сектора экономики: "Наибольший в процентном отношении рост взносов на обязательное государственное страхование будет в общественном секторе экономики - образование, здравоохранение, ЖКХ, а также в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, то есть в тех сферах, в которых доля оплаты труда наибольшая. Эти сектора самые неблагополучные и более других пострадали от кризиса". Кроме того, "Деловая Россия" считает, что в результате повышения взносов темпы роста ВВП замедлятся на 1 процент в год, то есть повышение бессмысленно с фискальной точки зрения - компании просто будут зарабатывать меньше и сумма налогов не увеличится по сравнению с нынешним уровнем.

    Мнения

    Ирина Звержеева, управляющий ОПФР по Хабаровскому краю:

    - В пенсионную систему от субъектов малого предпринимательства поступает всего 9,2 процента общей массы доходов на пенсионное страхование, хотя доля предприятий МСБ в общем количестве плательщиков составляет 58 процентов. Среднегодовой объем взносов в ПФР на одного работника по краю - 41 тысяча рублей, на предприятиях МСБ - в два раза меньше. 23 процента предпринимателей вообще предоставляют нулевую отчетность, то есть фактически находятся в тени. Так что очень сомневаюсь, что законопослушные предприниматели уйдут "в тень" - многие из нее и не выходили.

    Александр Тишутин, председатель Хабаровского городского совета по предпринимательству:

    - Почему мы - законопослушные предприниматели - должны отдуваться за теневой бизнес, за шабашников? Нелегально работающих ремонтников, сантехников, электриков, репетиторов, автоперевозчиков элементарно проверить - достаточно заглянуть в объявления в газетах. Деньги лежат на поверхности, их только надо взять. И, по моим подсчетам, это процентов 30-40 от того НДФЛ, что мы платим. Если заняться этим вопросом, можно убить двух зайцев: во-первых, сборы увеличатся за счет вывода этого бизнеса из тени, во-вторых, возрастут сборы с законопослушных предпринимателей, потому что им будет намного легче работать и они нарастят обороты.

    Александр Печерица, руководитель управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю:

    - Несмотря на принятые в предыдущие годы меры по снижению налоговой нагрузки, многие владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов. Более того, огромный пласт налогоплательщиков не сдает отчетность - 30 процентов частных предпринимателей и 40 процентов юридических лиц, - или предоставляют ложную нулевую отчетность. Недоимка по налогам по специальным режимам налогообложения возросла с начала года (за три квартала) на 16 миллионов рублей, или на 30 процентов.

    Сергей Степанов, председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса регионального объединения "Союз работодателей Хабаровского края":

    - Предпринимательским объединениям и органам региональной власти необходимо, с одной стороны, проводить работу по минимизации возможных потерь бюджета, с другой - надо активно убеждать федеральное правительство в перспективе пересмотреть принятое решение. И в ближайшее время - добиваться, чтобы льгота в 26 процентов распространялась на всех дальневосточных предпринимателей, а не только на 15 процентов их числа - в связи со сложными условиями ведения бизнеса в ДФО.

    Поделиться