26.01.2011 11:55
    Поделиться

    Сергей Нарышкин: Проблема национализма может представлять угрозу для стабильности и развития России

    Руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому.

    Иммунитет от экстремизма

    Михаил Барщевский:  Сергей Евгеньевич, согласитесь, что проблемы национализма и экстремизма становятся сегодня крайне опасными для целостности России. Как вы собираетесь реагировать на тех политиков, которые для привлечения голосов выдвигают националистические и полунационалистические лозунги?

    Сергей Нарышкин:  Проблема национализма и экстремизма, действительно, может представлять угрозу для стабильности и поступательного развития страны. Конечно, лучшим способом преодоления национализма в идеях и действиях некоторых политиков было бы лишение их поддержки со стороны избирателей. Политик, который претендует занять какую-либо выборную должность в представительном или законодательном органе власти и идет на выборы с националистическими идеями, должен быть осужден общественным мнением и лишен поддержки населения. В этой связи задачей государства, парламентских и непарламентских партий становится политическая борьба по противодействию национализму и экстремизму. Кроме того, государству следует усилить воспитательные меры по выработке у населения и прежде всего молодежи и, даже, детей иммунитета против идей, ведущих к национализму.

    Барщевский:  Вы упомянули о воспитании детей. В среде интеллигенции не утихает обсуждение событий на Манежной площади. Настороженность по поводу произошедшего и возможных будущих рецидивов очень большая. Большинство мыслящих людей видят причины в недостатках школьного образования и воспитания. Например, учебник истории умалчивает о многонациональной структуре Российского государства с момента его создания. В курсе школьной программы отсутствуют специальные предметы или часы, взращивающие семена интернационализма. Может быть, чтобы не потерять поколение, которому сегодня 8-14 лет, стоит подумать о мерах в этом направлении?

    Нарышкин: Вы правы. Как и любое воспитание, воспитание в интернациональных традициях должно начинаться с самого раннего детства. И в этом смысле роль и учебника, и школьного учителя чрезвычайно велика. Учебники бывают разные: есть и хорошие, и плохие. За двадцать предыдущих лет у нас выпущено около пятисот учебников истории. К сожалению, большая их часть весьма посредственного содержания. Особенно в смысле воспитания принципов интернационализма. А ведь у нас совсем недавно развивалась богатая и поучительная интернациональная история, мы искренне не делали различий между узбеком, русским, азербайджанцем, украинцем, татарином, евреем.

    Денежный вопрос чиновнику

    Барщевский:  У меня появилось ощущение, что с коррупцией последнее время стали бороться по-взрослому. Иногда это стало проявляться даже в повседневной жизни, в реальных бытовых ситуациях. А когда вы рассчитываете получить настолько очевидный эффект, что его не нужно будет под лупой рассматривать, он будет бросаться в глаза?

    Нарышкин: За два предыдущих года удалось создать систему работы по противодействию коррупции. Начиная с очень серьезной, солидной, законодательно-нормативной базы - основного закона о противодействии коррупции и целой системы документов, которые регламентируют эту деятельность. Теперь для государственного служащего и членов его семьи не только нормативно закреплена обязанность декларировать доходы и имущество, но и определен порядок размещения этой информации в средствах массовой информации. Нормативно определен порядок проверки сведений, которые государственные служащие декларируют.

    Барщевский:  Сергей Евгеньевич, простите, но это все-таки правильные, но общие слова. Приведите конкретный пример, когда ведомство, проверив декларацию своего сотрудника, задало ему вопрос об источниках дохода. Например, благодаря СМИ достоянием общественности стали сведения из декларации начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Пиотровского. Если мне память не изменяет, общая сумма задекларированного дохода за 2009 год у него превысила 20 миллионов рублей. Согласитесь, немножко странно для чиновника. И чем это все кончилось?

    Нарышкин:  Мне известно, что по приказу министра внутренних дел Рашида Гумаровича Нургалиева в соответствии с существующей процедурой была проведена ведомственная проверка, которая, очевидно, ведомство устроила.

    Барщевский:  Но мы же с вами взрослые люди и помним классическое русское выражение "честь мундира". Если ведомство удовлетворено такой проверкой, это свидетельствует прежде всего о том, что оно покрывает своих. Может быть, пора подумать о том, чтобы ведомственная проверка могла подвергаться проверке другого органа, не заинтересованного в сохранении чести мундира именно данной структуры?

    Нарышкин:  Об этом уже подумали. И одна из норм указа президента позволяет обратиться в президиум Совета по противодействию коррупции с запросом о проведении такой проверки в отношении руководящего состава органов власти. Для этого, конечно, должны быть основания. Норма указа, о котором я говорю, дает право обратиться с таким запросом правоохранительным и налоговым органам, Общественной палате Российской Федерации, политическим партиям или иным официально зарегистрированным общероссийским общественным объединениям.

    Полную версию интервью читайте в завтрашнем номере "РГ-Неделя".

    Поделиться