21.01.2011 17:00
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 19. Сказуемое двусоставного предложения

    Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". В этом занятии мы продолжим разговор о сказуемом двусоставного предложения.

    Занятие 19. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое

    I. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

    Здесь надо отметить, что главное назначение глаголов - обозначать действие, качество или состояние. Однако есть глаголы фазисные, обозначающие начало, продолжение и конец действия (начинать, заканчивать, продолжать, перестать, стать и т. п.), и модальные, обозначающие волеизъявление, желание, работу мысли (хотеть, мочь, научиться, суметь, ухитриться, мечтать, пытаться, думать, бояться, и т. д.).

    Фазисные и модальные глаголы могут выступать в предложении в качестве самостоятельных лексико-грамматических единиц как простые глагольные сказуемые, например: Дима успешно начал учебный год. Я так хочу в отпуск.

    Однако часто эти глаголы акцентируют действие, качество или состояние подлежащего, выраженное в неопределённой форме другого глагола. В этом случае получается составное глагольное сказуемое, где модальный или фазисный глагол выступают как вспомогательные, служащие грамматической связкой с подлежащим, а неопределённая форма - как носитель лексического значения сказуемого, например:

    Дима начал учиться.

    Я так хочу отправиться в отпуск.

    ВАЖНО! Логический вопрос от подлежащего ставится ко всему сказуемому: Дима (что сделал?) начал учиться. Такой вопрос поможет вам увидеть сказуемое в предложении. А чтобы правильно написать неопределённую форму глагола и не перепутать её с формой третьего лица единственного числа, нужно разбивать вопрос на части от подлежащего к вспомогательному глаголу, а от него к неопределённой форме: Дима (что сделал?) начал (что делать?) учиться.

    В роли вспомогательных глаголов могут также выступать:

    а) фразеологические сочетания, которые можно заменить одним нейтральным словом: гореть желанием (хотеть); сделать усилие (попытаться); иметь намерение (намереваться) и т. д., например:

    Здесь молодые люди имеют случай показать свою силу и ловкость. (В. Арсеньев);

    б) сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений, например:

    Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства. (А. Пушкин)

    ВАЖНО! Необходимо отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного в форме сложного будущего времени. Сложное будущее время - единая грамматическая форма, состоящая из спрягаемого глагола быть и инфинитива: я буду читать, он будет читать и т. д.  

    Задания. 1. Прочитайте парные предложения. Найдите подлежащее и сказуемое. Разберитесь, где глагол выступает вспомогательным в составе составного глагольного сказуемого, а где простым глагольным сказуемым.

    1. Мальчик стал на цыпочки и дотянулся до верхней полки. Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 2. В соревнованиях Петя хотел добиться высоких спортивных результатов. Петя хотел новую спортивную форму. 3. На летние каникулы класс собирается в поход. Маша собирается учиться в гуманитарной школе. 4. Саша может хорошо плавать. Любовь всё может.

    2. Прочитайте предложения. Сопоставьте в каждом из них сказуемые: простое глагольное, простое глагольное в форме сложного будущего времени, составное глагольное. Определите вид омонимичных глаголов.

    1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. Сирень отцветает. 3. Неприятель будет отступать. Неприятель отступает. Неприятель пытался отступать.

    II. В составном именном сказуемом, как и в составном глагольном, лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Чтобы разобраться с этим, обратимся к работе "Русский синтаксис в научном освещении" А. М. Пешковского. Исследователь предлагает для примера предложения, разделённые на левый и правый столбики, в которых выделены сказуемые.

    Он был сегодня у нас. Он там был механик.

    Он там был. Он был болен.

    Представление будет. Представление будет дано.

    Он оказался дома. Он оказался плутом.

    Он показался на минутку. Он показался мне стариком.

    Он является всегда первым. Он является представителем реализма.

    Эти деньги считаются медленно. Эти деньги считаются негодными.

    Полотно делается изо льна. Он делается невыносим.

    Он становится на ноги. Он становится умнее.

    Фабрика стала. Она стала странная.

    Начнём анализ с последнего примера. Мы видим, что в левом предложении Фабрика стала глагол стала имеет как лексическое значение - обозначает результат, окончание определённого процесса: фабрика раньше работала, а теперь стала ("стать" в данном случае означает "остановиться"), так и грамматическое: он имеет все грамматические категории, присущие глаголу, и координирует с подлежащим в роде (женский) и числе (единственное). В правом же предложении Она стала странная в глаголе стала грамматическое значение, в том числе прошедшего времени, сохранено, а вот лексическое стремится в сторону большей отвлечённости: представлен только переход от одного состояния в другое, само же состояние выражено прилагательным странная (она когда-то была не странная, а потом стала странная). В результате состояние предмета-подлежащего отражается в сказуемом, выраженном двумя частями речи: глаголом с неполным лексическим, но полным грамматическим значением и прилагательным с лексическим значением.

    Сказуемое, состоящее из глагола-связки, который связан с подлежащим грамматически, и именной части, в которой заключено лексическое значение сказуемого, называется составным именным.

    Обратите внимание, что при составном именном сказуемом мы уже не можем поставить к нему от подлежащего логические вопросы: предмет что делает?, что сделает?, что будет делать?, что сделал? и т. д., а спрашиваем он каков?, он кто? и т. п. Перед нами языковые модели "предмет и его признак, качество, состояние" и, как мы увидим далее, "предмет и его количество".

    Задание. Прочитайте предложения. Найдите в каждом подлежащее и сказуемое. Определите вид сказуемого.

    Мы с интересом слушаем радио.

    Сегодня мы будем слушать радио.

    Мы начали слушать радио.

    Мы стали слушателями радио.

    Поднимаясь по столбикам вверх, отметим в правой части отвлечённые лексические значения у глаголов-связок движения и состояния стать, становиться, делаться, считаться, являться, казаться, прибавим к ним идти, бежать и пр.

    Самое отвлечённое значение, практически его отсутствие, у глагола быть. Этот глагол-связка необходим, если речь идёт о прошедшем или будущем времени, в настоящем времени он имеет форму есть: Я есть человек. В таком виде глагол-связка до того утрачивает лексические признаки, что вообще может быть устранен из предложения, при этом высказывание сохранит свой смысл: Я человек. В этом случае говорят о нулевой связке в составном именном сказуемом, имея в виду значимое отсутствие глагола.

    Именная часть составного именного сказуемого в примерах второго столбика выражена существительными, прилагательными и причастиями в разных грамматических формах (удостоверьтесь в этом), но может быть выражена любой знаменательной частью речи.

    Задание. Определите, чем выражена именная часть сказуемого в предложениях.

    1) Диаметр окружности - девять сантиметров.

    2) Мой лучший друг - ты.

    3) Мальчик шёл подпрыгивая.

    4) В комнате сыро.

    5) Такова (прекрасна, непредсказуема) жизнь.

    6) Они, брат, французы, себе на уме. (Л. Толстой)

    Поделиться