21.01.2011 00:07
    Поделиться

    В "РГ" состоялась премьера документального фильма Елены Якович о Викторе Некрасове

    Вчера в "Российской газете" был впервые показан документальный фильм Елены Якович и Алексея Шишова "Вся жизнь - в окопах" о судьбе, наверное, самого обаятельного русского писателя ХХ века Виктора Платоновича Некрасова. В июне этого года ему исполняется 100 лет.

    Это исчерпывающий документальный материал, в котором собрана вся имеющаяся в мире кинохроника с участием Виктора Некрасова.

    Удивительно красивый человек! "Он обладал смертоносным обаянием", - говорит режиссер Павел Лунгин и находит точные характеристики поведения Виктора Платоновича. Он не был сознательным диссидентом, но "естественно дрейфовал в свободу".

    После выхода в 1946 году повести "Сталинград" (затем переиздавалась 120 раз под легендарным названием "В окопах Сталинграда") и получением Сталинской премии, Некрасов мог стать преуспевающим советским автором. Фронтовик, коммунист с 43-го года, дважды раненный и открывший своей повестью, по сути, всю послевоенную прозу. Но что-то было в его составе, не позволявшее выглядеть естественным в коридорах власти, на ее ковровых дорожках, на фоне этих графинов на столах...

    "В своей жизни я встречал одного настоящего аристократа - Виктора Некрасова", - признается Владимир Войнович.

    Говорить Вика начинал по-французски. До революции его мама, Зинаида Николаевна, жила с маленьким сыном в Париже, а соседом по квартире был Луначарский. Затем возвращение в Киев, Первая мировая война и эпоха, описанная в "Белой гвардии" Булгакова. Некрасов очень часто ходил смотреть пьесу "Дни Турбиных", потому что для него это был кусок реальной жизни. Потом архитектурный институт, увлечение театром и - война и Сталинград. Двести дней и ночей невероятной битвы.

    Писательская слава, дружба с лучшими писателями и режиссерами своего времени...

    Его выдавили из страны, из любимого Киева, где он был живой легендой. Но и Париж стал для него родным городом. "Я парижанин, - говорил он, - странный, с другим языком, но парижанин". Тем не менее последняя парижская вещь Виктора Некрасова называлась "Маленькая печальная повесть"...

    Фильм заканчивается на очень щемящей ноте - песней Гелия Снегирева с ее строчкой "Эпоха, отпусти!"

    Поделиться