21.01.2011 18:32
    Поделиться

    Перспективы уголовного дела против пользователя "ВКонтакте" весьма туманны, считают эксперты

    Впервые в России возбуждено уголовное дело против пользователя социальной сети, закачивавшего на сайт музыку. Срок лишения свободы по заведенной на него статье - 146 УК РФ - может составить до шести лет.

    19 января на сайте МВД России появилось сообщение о том, что в нашей стране впервые возбуждено уголовное дело в отношении пользователя сайта "ВКонтакте", незаконно разместившего на своей странице произведения и фонограммы музыкальных исполнителей.

    "В Управление К" МВД России обратился представитель ООО "Фирма грамзаписи "Никитин", который сообщил о том, что в социальной сети "Вконтакте" происходит незаконное распространение аудиоматериалов, исключительные права на которые принадлежат указанной фирме", - говорится на сайте министерства.

    После обращения сотрудники Управления "К" провели расследование, в ходе которого выяснилось, что музыку загрузил на сайт 26-летний москвич. Всего на его персональной странице было размещено 18 композиций, число скачиваний которых другими пользователями составило свыше 200 тысяч. Размер ущерба от его действий оценивается в 108 тысяч рублей. Против пользователя социальной сети возбуждено уголовное дело по статье 146 УК РФ ("Нарушение авторских и смежных прав"), и ему грозит до 6 лет лишения свободы, подчеркивается в сообщении МВД.

    "Данная противоправная деятельность приобрела широкий размах, а правообладатели несут огромные убытки", - утверждают в министерстве. К сожалению, нет никаких данных о том, какой именно исполнитель незаконно распространялся попавшим под "уголовку" пользователем, однако известно, что "Никитин" владеет правами на записи многих российских музыкантов и групп - например, команд "Машина времени" и "Король и шут", коллектива "Хор Турецкого" и так далее.

    Хочется сразу заметить в скобках, что еще летом 2010 года "ВКонтакте" решением суда была освобождена от ответственности за пользовательский контент. В январе 2011 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что ответственными за нелегальное содержимое должны нести размещающие его пользователи.

    На вопросы "Российской газеты" о перспективах данного дела вызвались ответить игроки российского музыкального интернет-рынка, борцы с пиратством, а также юристы.

    Александр Сухарев, управляющий партнер адвокатского бюро "Сухарев и партнеры":

    Перспективы пока туманны. Но, если учитывать народную мудрость - "не воруй мало, а то посадят", - за пользователя, в отношении которого возбуждено дело, можно начинать волноваться. Как будет с другими? Если это очередная кампания для демонстрации "чистых рук", "борьбы с оборотнями" и иной охоты на ведьм, то все может ограничиться этим делом. Если акция правоохранителей носит системный характер, то возможны и иные аналогичные инициативы. Доказывать событие преступления в данном случае не так уж и сложно, хотя способы защиты от уголовного преследования по подобным основаниям известны.

    В обсуждаемом случае проявляется типичнейший для современной национальной правовой системы негласно, но стабильно реализуемый правоохранительными структурами принцип избирательности привлечения к ответственности. Если бы за подобное нарушение привлекался каждый, в чьих действиях выявлен состав данного преступления, их бы практически не было.

    Что касается того, что несет ответственность за размещенный нелегальный контент, то не все так гладко и просто, как кажется. Интернет по своей сути - не в последнюю очередь огромная рекламная площадка. А ценность и эффективность любой рекламы - в ее "смотрибельности" - посещаемости ресурса, на котором она размещена, максимально возможным количеством пользователей. По этой причине многие владельцы сайтов зачастую смотрят сквозь пальцы на нарушение законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности. А иногда и прямо попустительствуют нарушению таких прав.

    Владелец любого интернет-ресурса в случае запланированного наполнения контента пользователями прямо заинтересован в предельно высокой посещаемости, и если для достижения высоких статистических показателей нужно просто "не замечать" нарушений, то нарушения, скорее всего, так и не будут замечены. Из этого можно сделать вывод, что если держатель сайта заинтересован в наполнении его пользователями, то он должен разделять и имущественную ответственность за выявленное на принадлежащем им ресурсе нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

    Соня Соколова, главный редактор портала Zvuki.ru:

    Действия истцов выглядят так: если не получилось привлечь к  ответственности за нелегальный контент хостера, то можно попробовать найти уязвимое звено в виде конечных пользователей, которых хостер защищать не будет. Однако еще десять лет назад организация RIAA, известная как активный борец с пиратством, с ее судами доказала, что всех пользователей не пересажаешь, и процесс распространения музыки от одного пользователя к другому остановить сложно. Мы классифицируем этот сюжет, скорее, как акцию устрашения.

    У данной проблемы есть два решения. Первое - "ВКонтакте" должен раскошелиться на довольно значительную сумму на закупку легального контента и разместить его у себя, чтобы пользователи могли развлекаться за счет любимой соцсети. Второе - сами пользователи могут стать легальными распространителями музыки, но за эту возможность им придется заплатить какие-то деньги - к тому же, необходима система легальной цифровой дистрибуции, который позволит отслеживать распространение музыки, фильмов и так далее.

    В настоящий момент на рынке затишье - все ожидают следующего хода Юрия Мильнера, руководителя Mail.ru Group, который владеет, в том числе, и акциями "ВКонтаке". Либо он докупит акций этого ресурса и наймет бригаду "дворников", чтобы отчистить портал от нелегального контента, либо последуют новые суды и громкие акции. Еще один вариант - в марте будут приняты поправки к 4-й части ГК, и "ВКонтакте" будут доказывать, что подпадают под определение "провайдер", дабы уйти от ответственности за нелицензионное распространение.

    Сергей Бобза, директор Некоммерческого партнерства по содействию развитию рынка музыкального и аудиовизуального контента (НП МАК):

    Во-первых, надо понимать, что это уже не гражданский иск, а уголовное преследование, которое может иметь своим результатом осуждение нарушителя. Перспективы дела зависят, прежде всего, от того, насколько правильно милицией были проведены оперативные действия. Но с точки зрения закона есть все перспективы осуждения этого пользователя. Думаю, это действительно "пробный шар", и в случае надлежащего окончания практика возбуждения уголовных дел расширится.

    Я считаю, что ответственность все же должны нести ресурсы. Ведь пользователь сам не создает программные механизмы, которые позволяют ему загружать контент на сайт, ему все готовые механизмы дает сам ресурс. Понимая при этом, что в 99 процентах случаев использование этих механизмов влечет за собой нарушение закона.

    Поэтому и не нужно винить правообладателей в кровожадности. Фактически интернет-ресурсы вынуждают правообладателей поступить таким образом, так как во всех своих последних выступлениях проводят именно такой тезис - мы здесь ни при чем, разбирайтесь сами. Такую же позицию, кстати, занял и министр связи Щеголев. Если бы ресурсы внимательнее относились к требованиям правообладателей, им бы не было необходимости возбуждать уголовные дела в отношении пользователей. То есть, выражаясь простым языком, интернет-сервисы сами подставили своих пользователей. Мне всегда кажется иллюстративной в таких случаях аналогия с продажей оружия - человек, продавший оружие, говорит: я ни при чем, кого он там убил, это не мое дело.

    Юрий Злобин, президент ассоциации "Русский щит":

    По поводу перспектив ничего конкретного сказать невозможно без изучения материалов данного дела. Если в рамках этого уголовного дела будет выставлен гражданский иск, и по нему будут получены деньги, то желающих снять по этой схеме компенсацию с других интернет-пользователей появится более чем достаточно.

    Если правообладатель обратился к интернет-ресурсу с требованием прекратить нарушение, совершенное пользователем, и это обращение было проигнорировано или заволокичено, то ответственность должны нести оба соучастника преступления. В случае если обращения к провайдеру не было, то преступником является исключительно пользователь.

    Поделиться