20.01.2011 00:30
    Поделиться

    Лейла Адамян: Как можно больше женщин должны обрести радость материнства

    В Москве в Центре акушерства, гинекологии и перинатологии проходит V Международный конгресс, посвященный репродуктивному здоровью. Накануне обозреватель "РГ" побеседовал с председателем оргкомитета конгресса, главным акушером-гинекологом РФ академиком РАМН Лейлой Адамян.

    Российская газета: Лейла Владимировна, это не первый Конгресс на тему репродукции. Каждый раз он собирает цвет мирового акушерства и гинекологии. Но, может, все-таки стоит поменять тематику?

    Лейла Адамян: Вы же сами заметили, что форум собирает лучших представителей медицины в нашей области. Это свидетельствует, что именно данная тема чрезвычайно актуальна. Не только в нашей стране - во всем мире. Ведь с чем к нам чаще всего обращаются женщины: "Могу ли я забеременеть? Будет ли у меня ребенок?" Потому менять повестку дня, считаю, нет необходимости. Есть другая необходимость, ради которой мы и собираемся: надо чтобы как можно больше женщин могли обрести радость материнства. Чтобы самые новые технологии, помогающие преодолеть бесплодие, не оставались достоянием некого узкого круга. Чтобы были доступны всем, кто в них нуждается.

    РГ: Нуждаются многие?

    Адамян: Только в нашей стране каждая шестая пара бесплодна. Причем бесплодие в равной степени касается и женщин, и мужчин.

    РГ: С чем это связано?

    Адамян: Прежде всего с огромным количеством болезней органов репродуктивной системы: опухоли, воспалительные процессы, врожденные пороки развития, спаечные процессы, напрямую связанные с искусственным прерыванием беременности. К этому надо присовокупить отсутствие культуры поведения, неумение вести здоровый образ жизни. Очень часто - это результат небрежения к самому себе. Посмотрите на многих наших молодых. В основном обращается внимание на мелочи - на одежду, косметику, на умение произвести внешнее впечатление. А ведь все это, по большому счету, не имеет никакого отношения к репродуктивному здоровью.

    РГ: Мода на голые талии и животы в холодную погоду...

    Адамян: Конечно, это безобразие. Но дело не только в этом. А в том, что надо смолоду беречь свое здоровье, смолоду готовить себя к будущей взрослой жизни. Это касается отношений в семье, атмосферы в школе. Наконец, того, как само государство относится к данной проблеме. Я уже сорок лет практикующий акушер-гинеколог. Но только теперь впервые почувствовала реальное внимание со стороны государства к проблемам репродукции. И не только внимание, но и действенную помощь. Лишь один пример. Впервые за последние десятилетия в России отмечен рост рождаемости и снижение младенческой смертности. Сейчас разработаны новые порядки, протоколы, стандарты по оказанию помощи женщине вне и во время беременности. Они призваны улучшить качество и результаты нашей работы. Открываются в России новые перинатальные центры. Это значит, что высокотехнологичная помощь женщинам будет более доступна не только в Москве и Питере, но и в отдаленных регионах страны.

    РГ: В конце прошлого года британскому ученому Роберту Эдвардсу была вручена Нобелевская премия в области медицины за ЭКО - экстракорпоральное оплодотворение.

    Адамян: Роберт Эдвардс создал технологию искусственного оплодотворения. Благодаря ЭКО родились более 4 миллионов людей. От начала разработки методов ЭКО до рождения первого ребенка из пробирки прошло более 25 лет. Технология ЭКО - апофеоз новейших достижений в самых разных областях медицинской науки. Перенос процесса зачатия из организма женщины в условия лаборатории потребовал детального изучения, а затем детального воспроизведения всех тончайших деталей и условий естественного зачатия. Теперь ЭКО - самый эффективный способ лечения бесплодия в тех случаях, когда все иные методы, в том числе с применением новейших хирургических высоких технологий, не дают результата. Частота наступления беременности после единственной попытки ЭКО достигает 45-50 процентов.

    РГ: Первым в мире ребенком из пробирки стала Луиза Браун...

    Адамян: Луиза родилась 25 июля 1978 года. Эта беременность стала результатом гениального труда двух выдающихся ученых - эмбриолога Эдвардса и хирурга Патрика Стептоэ. Яйцеклетка была получена в результате лапароскопии и доставлена в лабораторию, где и было проведено оплодотворение в пробирке. Сейчас Луиза работает почтальоном в Англии. Она мама здорового ребенка, которого родила обычным путем.

    РГ: В Советском Союзе первый ребенок из пробирки родился в 1986 году в центре, в котором вы работаете.

    Адамян: В лаборатории эмбриологии Бориса Васильевича Леонова. Беременность протекала нормально. Кесарево сечение провел тогдашний директор Центра Владимир Иванович Кулаков. Его имя сейчас носит наш центр. Лена Донцова - так зовут первую пациентку, сама недавно в нашем центре родила ребенка.

    РГ: Присуждение Нобелевской премии за ЭКО - не только признание этого метода как средства борьбы с бесплодием?

    Адамян: Что чрезвычайно важно, это путь доступа к зародышевому материалу, путь к диагностике и профилактике многих наследственных заболеваний. ЭКО не решает проблему демографии в стране. Но решает проблемы конкретной семьи, которая, как мы уже сказали, другими методами не может получить долгожданного ребенка.

    РГ: На Конгрессе не раз приводились данные о нуждающихся в ЭКО. Сколько таких нуждающихся в России?

    Адамян: Очень много. Это женщины после неудачных абортов, после перенесенных воспалительных процессов, оперативных вмешательств. Это женщины с эндокринными заболеваниями, опухолями, пороками развития и так далее.

    РГ: Все чаще появляются сообщения о длительном хранении замороженной яйцеклетки. Недавно родила женщина после того, как ее эмбрион сохранялся 20 лет. Откуда такие сроки? И зачем?

    Адамян: Причины разные. Например, женщина готовится к радикальной гинекологической или онкологической операции. Или женщине в данный момент по каким-то иным причинам нельзя рожать. Забор яйцеклетки, ткани яичника, оплодотворение может проводиться до операции. Оплодотворенная яйцеклетка подвергается замораживанию и переносится в дальнейшем с помощью вспомогательных репродуктивных технологий.

    РГ: Лично вы немало способствовали тому, чтобы высокие технологии, лапароскопия в том числе в лечении бесплодия применялась как можно чаще...

    Адамян: Надеюсь, это мне не в упрек? Лапароскопия - наиболее щадящий метод при хирургических вмешательствах. Мною она применялась для забора яйцеклеток еще тогда, когда эта область только начинала развиваться

    РГ: В вашей практике немало случаев, когда женщина после удаления злокачественной опухоли матки беременеет, рожает здорового ребенка. При таких операциях применятся лапароскопия?

    Адамян: Как правило, да.

    РГ: Новые технологии позволяют женщинам чуть ли не в 70 лет рожать детей. Как вы к этому относитесь?

    Адамян: Всему свое время. От 20 до 35 лет - наиболее благоприятный возраст для беременности и родов. Именно в этот период меньше всего осложнений, больше всего здоровых детей. Чем женщина старше, тем больше вероятность развития различных болезней, каждая из которых вносит свой отрицательный вклад в течение беременности, родов, состояние плода. Забеременеть и родить в наше время с помощью высоких технологий можно и в 60 лет, и позже. Такие случаи есть. Но у каждого такого случая - своя история. И это, по большому счету, противоестественно.

    РГ: Мы ушли в нашей беседе в сторону ЭКО. Понимаю всю важность проблемы. Однако, как вы сказали, это не главное в изменении демографической ситуации. А что же главное?

    Адамян: А главное то, что всего 35 процентов беременных здоровы. В результате рождаются больные дети. И наша задача - об этом говорят участники Конгресса - изменить отношение к плоду. Сегодня именно плод - главный пациент. Его надо внутриутробно с первых дней беременности обследовать, холить, лелеять, лечить. И если нужно - оперировать. То есть сделать все, чтобы в наш мир ребенок пришел здоровым.

    Время сюрпризов, когда женщина не знает, родится у нее здоровый или больной ребенок, проходит. Должно пройти! А это немыслимо без оздоровления женского населения. Здоровая мать может родить здорового ребенка. И в этом наша, не побоюсь громкого слова, - миссия врача, миссия акушера-гинеколога.

    Поделиться