19.01.2011 13:32
    Поделиться

    На питерской станции "Ладожская" создан первый в стране пункт выборочного досмотра пассажиров

    В петербургской подземке готовы досматривать подозрительных пассажиров

    На станции метро "Ладожская" создан первый в стране специально оборудованный пункт выборочного досмотра пассажиров и багажа. Пока система работает в тестовом режиме.

    Станция "Ладожская" - одна из самых оживленных в Санкт-Петербурге, поскольку находится у одноименного вокзала. Ежедневно через нее проходят десятки тысяч человек, многие из которых только что сошли с поезда. Неудивительно, что именно здесь создана первая система досмотра пассажиров или, как говорят сотрудники метрополитена, "пилотная зона комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте".

    Новая система безопасности - это целый комплекс современной аппаратуры, похожей на ту, что устанавливается в аэропортах. Здесь есть рамки металлоискателей, стационарная  сканирующая рентгеновская установка персонального досмотра, а также установка  конвейерного типа для досмотра грузов и ручной клади. Имеется и переносной рентген-комплекс, который может показать, что лежит в оставленной на платформе сумке. А расположенные в вестибюле датчики реагируют на взрывчатые вещества. Кроме того, за пассажирами следит интеллектуальная система видеонаблюдения, сверяющая лица с базой данных.

    Правда, пассажиры, проходящие через "Ладожскую" обо всем этом не подозревают. Внешне станция выглядит точно так же, как все остальные: платформа, эскалаторы и дежурные милиционеры в холле. Специально оборудованный пункт выборочного досмотра пассажиров и багажа расположен в отдельной комнате и функционирует пока исключительно в тестовом режиме: в России нет закона, позволяющего ему полноценно работать.

    - В настоящее время на федеральном уровне отсутствует законодательная база, позволяющая осуществлять досмотр пассажиров и багажа на городском пассажирском транспорте, включая метрополитен. Без этого создание подразделений транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры и осуществление ими функций досмотра невозможно, - комментирует специалист ГУП "Петербургский метрополитен" Юлия Шавель.

    Между тем, вопрос безопасности (в том числе и антитеррористической защищенности) очень важен для Петербургского метро, услугами которого ежедневно пользуются около 2,5 миллионов человек. Метрополитен уже десять лет решает этот вопрос в установленных законом рамках. Сейчас все узловые и привокзальные станции оснащены системами видеонаблюдения и контроля доступа. Информационные потоки со станций, площадок депо и других объектов подземки поступают в специально созданный ситуационный центр. А на платформах ключевых станций расположены терминалы, позволяющие оперативно связаться с дежурным сотрудником ситуационного центра в экстренной ситуации.

    К слову, сами пассажиры на вопрос о возможности введения досмотра  в метрополитене лишь пожимают плечами: надо - значит, надо. В конце концов, законопослушных граждан это пугать не должно. Тем более если подобная практика коснется не всех, а лишь тех, кого дежурные милиционеры сочтут подозрительными.

    - В метро Дели, например, тщательному досмотру подвергают вообще всех, кто входит в метро: не только проводят через рамку металлоискателя, но и ощупывают руками. Однако пассажиропоток в индийской столице и в Санкт-Петербурге абсолютно несравним, - комментирует один из пассажиров Павел Першин. - В наших условиях можно говорить только о выборочном досмотре, иначе неизбежно столпотворение в вестибюлях, а метро просто перестанет быть самым быстрым видом транспорта.

    Прямая речь

    Михаил Козьминых, омбудсмен Ленинградской области:

    - Об ограничении прав человека в данном случае говорить не приходится, ведь речь идет о безопасности общества, о праве большого количества людей на защиту от посягательства на их жизни. Теракты в московском метрополитене показывают, что существующих мер безопасности недостаточно. Поэтому я думаю, что даже если контролироваться будут не отдельные люди, а весь пассажиропоток (допустим, все будут проходить через рамку металлоискателя), - в этом нет ничего страшного. Конечно, если система не будет мешать людям: не будут создаваться очереди, не нужно будет снимать одежду, как в аэропорту, и так далее. И, разумеется, применяемая аппаратура никоим образом не должна влиять на здоровье людей, а пассажиры должны быть полностью информированы о происходящем.

    Поделиться