18.01.2011 00:40
    Поделиться

    Евгений Гавриленков: Неэффективные бюджетные расходы несут угрозу для экономики

    Прошлый год выдался сложным для России. Определенные проблемы в ряде отраслей экономики (сельское хозяйство, отчасти строительство) породила засуха, но это были временные трудности.

    Ускорение инфляции, которое мы наблюдали начиная с августа, когда помесячная инфляция вышла на уровень 0,8 процента, - результат макроэкономической политики. Главными причинами я бы назвал внесенные в середине 2010 года поправки в бюджет (расходы на этот и последующие годы были увеличены) и интервенции Центробанка России на валютном рынке в первом полугодии (активное накопление золотовалютных резервов), что создало избыточную ликвидность на 1,2 триллиона рублей (резервы ЦБР в первом полугодии 2010 года выросли примерно на $42 млрд).

    До поры до времени ЦБР "стерилизовал" эти деньги, тут же выпуская облигации под достаточно невысокий процент, и в первом полугодии все шло более-менее благополучно. Банки были готовы держать низкий процент, но как только погода преподнесла сюрпризы, это сразу поменяло ожидания и инфляция пошла вверх. Деньги, временно ушедшие из финансовой системы в эти облигации, в ожидании повышения цен и давления на рубль стали возвращаться: инфляция по итогам года оценивается где-то на уровне 8,8 процента, что близко к уровню 2009 года, хотя в первом полугодии ожидания были более оптимистичными.

    Это в значительной мере результат макроэкономической политики, очередное ее ослабление, в том числе и увеличение бюджетных расходов на фоне повысившихся цен на нефть, что привело к очередному искусственному нагнетанию внутреннего спроса. Но это не дало особого стимула для внутреннего производства, а скорее стало стимулом для роста импорта (в третьем квартале - на уровне 35 процентов).

    Потребительский рынок, если говорить о потреблении в реальном выражении, чувствовал себя достаточно неплохо и рос темпами 4-5 процентов, что сопоставимо с динамикой роста ВВП.

    Это не перегретый спрос, который был до кризиса. Тогда розничный товарооборот рос темпами 15-16 процентов в условиях еще более быстрого роста номинальных доходов населения и объемов кредитования. После кризиса сдулся не только финансовый, но и потребительский пузырь. Но со второго квартала 2009 года помесячный рост экономики восстановился, стал более "спокойным" и естественным, так что в годовом выражении, по официальным данным, экономика выросла во втором квартале на 5,2 процента, что должно привести примерно к 4 процентам роста по итогам года (вместо 7- 8 процентов до кризиса).

    Думаю, Россия вышла из кризиса, если иметь в виду финансовый кризис 2008 года, хотя не вышла из более затяжного кризиса, который по сути начался в конце 1970-х годов (но это отдельная тема). У страны нет проблемы перегрева экономики вследствие избыточного кредитования, нет груза проблем обслуживания внешнего долга: отношение внешнего долга к ВВП составило в 2009 году чуть менее 40 процентов, в 2010 году будет около 30 процентов.

    На мой взгляд, нынешний 2011 год будет продолжением тенденций прошлого года: прогноз по инфляции пока не слишком оптимистичный - где-то на уровне 8 процентов. России нужно, чтобы среднегодовые цены на нефть были примерно 100 долларов за баррель. Тогда бюджет будет более сбалансированным, дефицит его уменьшится, что затормозит темпы роста денежной массы и приведет к снижению инфляции.

    Сейчас цены на нефть высокие, но никто не гарантирован от потрясений на сырьевых рынках. Пока крупнейшие эмиссионные центры мира (Европейский центральный банк, Федеральная резервная система) деньги печатают, цены будут держаться. Я пока не говорю о потенциально возможных качественных изменениях в структуре мирового энергопотребления, ведь увеличение доли альтернативных источников может в будущем понизить цены на энергоносители. Но снижение цен возможно, если поменяется денежная политика в развитых странах. Больших изменений в экономической политике государства пока ожидать не приходится, многое предопределено бюджетом. Хотелось бы надеяться, что Центробанк не будет активно вмешиваться в операции на валютном рынке, как в прошлом году, создавая избыточную ликвидность.

    Что касается роста ВВП, к сожалению, ошибки в прогнозировании довольно существенны: похоже, в 2009 году наблюдалась недооценка экономической активности, возможно, спад был не таким глубоким, хотя по официальным данным - 7,9 процента. Очень уж противоречивые тенденции по отдельным статистическим показателям наблюдаются, отсюда соответственно и надежность прогноза не очень высокая. Тем не менее на качественном уровне я не ожидаю больших изменений в экономике: по моим оценкам, в 2010 году ВВП, если устранить статистические погрешности, вырастет где-то на 4,5 процента, а то и на все 5. Похожие темпы будут и в 2011 году.

    Россия вышла на более-менее сбалансированную траекторию развития экономики в отличие от докризисного периода, когда более высокие темпы роста были достигнуты на фоне явного перегрева в отдельных секторах. В 2011 году темпы роста по всем секторам будут примерно на одном уровне, и явных локомотивов для роста экономики я не вижу.

    В этих условиях избыточные и неэффективные бюджетные расходы - субсидирование отдельных отраслей, например автомобилестроения, - порождают определенные риски, такие как неустойчивость экономической динамики. Будущие угрозы я связываю именно с этим: слишком много денег мы перераспределяем через бюджет.

    В прошлом году много говорилось о модернизации экономики России, но это длительный процесс, за один год его не осилить. Отдельные точечные проекты типа "Сколково" возможны, но для задела на будущее нужны инвестиции в инфраструктуру, и правительство должно проследить за тем, чтобы направленные на ее развитие деньги шли именно туда, а не утекали отдельными ручейками в какие-то другие места. Коррупция не та среда, в которой бизнес может строить долгосрочные планы по модернизации.

    Для создания новых секторов экономики кроме денег нужна еще и некая стабильность, уверенность в будущем. Этого пока многим предпринимателям для инвестиций в развитие наукоемких технологий не хватает. Не совсем понятно, куда пойдет страна. Здесь основным ограничением выступает именно система институтов, не очень надежная, мягко говоря, защита прав собственности.

    У нас очень много законов, которые можно по-разному интерпретировать. В наступившем году, на мой взгляд, стоит понаблюдать, какие решения будут выносить суды по тем громким делам, которые ведутся. По этому во многом можно будет судить, происходят ли какие-то изменения в институциональной сфере. Действительно ли увеличивается степень свободы для бизнеса.

    Поделиться