11.01.2011 19:05
    Поделиться

    Власти ЦФО рассчитывают, что система электронных аукционов снизит вероятность получения госзаказа недобросовестными подрядчиками

    С 1 января областные власти обязаны распределять практически весь госзаказ посредством электронных аукционов. Корреспонденты "РГ" узнали, насколько хорошо в регионах подготовились к тому, чтобы перевести торги по госзаказам на цифровые площадки.

    В Смоленской области до сих пор были нередкими случаи, когда количество участников открытого аукциона исчислялось десятками, но на деле снизить первоначальную цену удавалось всего на один шаг. Большая часть конкурсантов оставалась пассивной или вообще отсутствовала, и происходило это, вероятно, не просто так. Зная, кто претендует на госзаказ, заинтересованный в успехе собственного предложения предприниматель имел возможность договориться с соперниками - заплатив им за неучастие или пообещав субподряд. Бороться с этой практикой оказалось нелегко.

    Cистема электронных аукционов позволит снизить вероятность получения госзаказа недобросовестными подрядчиками

    В течение года - с июля 2009-го по июль 2010-го - администрация Смоленской области проводила электронные торги на сумму до миллиона рублей на собственном интернет-портале. Главная задача заключалась в поддержке малого бизнеса: ежегодный объем госзаказа составляет около пяти миллиардов рублей, и в условиях экономического кризиса было важно сделать эти средства доступными местным предпринимателям. Итоги эксперимента оказались положительными: электронные торги позволили сэкономить немалые бюджетные средства, расходы на разработку автоматизированной информационной системы размещения госзаказа окупились за три месяца, и ни одной официальной жалобы на результаты электронных торгов не поступило.

    Но выявились и недостатки: во-первых, оказался невозможен качественный отбор участников (то есть оградить заказ от недобросовестных подрядчиков не получалось), во-вторых, открытость аукциона не препятствовала сговору конкурсантов. Кроме того, не был назначен шаг аукциона, на подачу ценового предложения отводился целый час, и торги порой тянулись неделями.

    Нужен был принципиально иной подход, и он появился. С 1 июля 2010 года на пяти электронных торговых площадках (ЭТП) проводят электронные аукционы федеральные структуры, с 1 января 2011-го так должны действовать и региональные и муниципальные власти. Выбор торговой площадки остается за заказчиком и зависит от условий, которые предлагают операторы ЭТП: где-то они берут на себя обучение специалистов, где-то - назначают за свои услуги небольшую плату. Важные для аукциона параметры заданы точно: шаг аукциона может составлять от 0,5 до пяти процентов от стоимости госзаказа и устанавливается сразу, на ценовое предложение отпускается 10 минут.

    Первый аукцион в электронном виде состоялся в Смоленской области еще 30 сентября. Власти региона могли подождать до нового года, но предпочли попрактиковаться и подготовиться к любым неожиданностям. С тех пор главное управление госзаказа провело уже 164 электронных аукциона в "Автоматизированной системе торгов" (ни один из них не длился более трех часов) и готовится к первому конкурсу на аналогичной площадке правительства Москвы.

    - Плюс аукциона, который проводится на федеральной торговой площадке в электронном виде, - конфиденциальность информации о его участниках, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник главного управления госзаказа Григорий Кормер. - Сначала мы размещаем информацию заказчика на торговой площадке. Если речь идет о госзаказе на сумму до трех миллионов рублей, то аукцион проводится через семь дней, если сумма больше - через 20. Потенциальные поставщики на одном-единственном сайте узнают о котировках цен, конкурсах и аукционах по всей стране и направляют оператору нужной торговой площадки заявку об участии. Она состоит из двух частей: предложения по цене и информации о себе. Оператор назначает время проведения аукциона и направляет нам первые части заявок всех участников. Мы не знаем, кто именно намерен участвовать в аукционе, и сами участники не знают, кто с ними конкурирует, рассматриваем предложения на соответствие предъявляемым требованиям и направляем соответствующий протокол оператору. Потом проходит аукцион: объявлена начальная цена, и все участники, допущенные к аукциону, объявляют свои предложения.

    Теоретически побеждает тот, кто назвал самую низкую цену, но есть исключения. После завершения аукциона оператор торговой площадки направляет в главное управление его результаты, а также вторые части заявок, и вот здесь уже чиновники могут познакомиться с участниками аукциона. В частности, у них проверяют наличие необходимых для конкретной деятельности лицензий, уставные документы, соответствие иным требованиям, и победитель аукциона, в документах которого нашлись неточности, на этом этапе вполне может получить отвод. По мнению Григория Кормера, двойной отбор позволит снизить количество случаев, когда за госзаказ берутся недобросовестные подрядчики.

    Впрочем, утверждать это пока сложно - нужно дождаться результатов деятельности подрядчиков. Зато уже сейчас ясно, что вся процедура занимает гораздо меньше времени (максимум три недели вместо нескольких месяцев), и освоение бюджетных средств упрощается. Регистрация на торговой площадке действует два года, что также облегчает участие предприятий в аукционах.

    В "Автоматизированной системе торгов" зарегистрированы уже около 150 смоленских предприятий и предпринимателей. По мнению специалистов главного управления, самое сложное для них - овладение компьютером. Участие в электронных аукционах требует определенной технической оснащенности и навыков, и в некоторых случаях речь фактически идет о дополнительных расходах.

    Значительный опыт проведения электронных торгов накоплен и в Калужской области, где централизованную систему размещения государственного и муниципального заказов начали создавать еще в 2007 году. Как рассказал министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров, в результате создана единая региональная торговая площадка и завершен процесс централизации муниципальных заказов через специализированную организацию. За два года в регионе проведено более девяти тысяч открытых электронных торгов, экономия бюджетных средств при размещении заказов достигала 14 процентов от общего объема размещенного заказа.

    В настоящее время идет адаптация системы закупок к измененным требованиям законодательства. Уполномоченный орган по размещению заказа и Управление Федерального казначейства по Калужской области провели большую работу по своевременному получению государственными и муниципальными заказчиками области электронно-цифровой подписи (ЭЦП), а летом состоялись 17 семинаров по обучению всех государственных заказчиков в регионе.

    - Мы наладили контакты с руководством единой торговой площадки города Москвы еще весной 2010 года, - сообщил начальник департамента конкурсов и аукционов администрации Ивановской области Владимир Соков. - Ее специалисты провели у нас несколько семинаров с заказчиками и поставщиками, а мы организовали практикум для своих сотрудников и заказчиков в социальной сфере. Однако у нас до сих пор нет доступа на сайт РФ, где будет размещена вся информация по объему госзаказа, конкурсам, котировкам. Связывались с эксплуатирующей организацией. Нам ответили, что вскоре все наладится. Надеемся, что обойдется без шероховатостей и накладок. Кстати, за 2010 год, благодаря электронным торгам, мы сэкономили около 100 миллионов рублей.

    Подготовились к введению новых норм и во Владимирской области.

    - В прошлом году мы таким образом размещали почти 78 процентов госзаказа, - говорит вице-губернатор, директор областного департамента имущественных и земельных отношений Александр Денисов. - Все, а это около 300 заказчиков, зарегистрированы на электронных площадках.

    - В Орловской области самая большая проблема в сфере организации электронных аукционов - недостаточная активность участников, - говорит руководитель облдепартамента экономики Юрий Есипов. - Пока не все переориентировались от традиционной формы аукциона к электронной.

    Кстати, первыми новшество оценили строительные компании, которые в "массовом порядке" ринулись за аккредитацией. А вот предприятия АПК и особенно производители молочной продукции к электронным торгам относятся с настороженностью. Областные власти проводили "разъяснительные беседы" и семинары, но стереотипы пока удалось сломать не везде. Реальный госконтракт с печатью для многих по-прежнему значит больше, чем цифровая подпись в Интернете.

    Кстати

    Владимирская область недавно получила в награду символическую лупу - как знак того, что закупки товаров и услуг для нужд региона здесь осуществляют с максимальной степенью прозрачности. Пятый год подряд независимые эксперты составляют национальный рейтинг субъектов по прозрачности закупок. В этом году максимальный балл набрала Москва, а Владимирская область разделила второе место с Алтайским краем

    Поделиться