11.01.2011 00:47
    Поделиться

    Есть шанс, что "вторая волна" приватизации будет более цивилизованной, чем первая

    Инициатива правительства РФ по "новой волне" приватизации может стать драйвером рынка М&A: список компаний с государственным участием в плане приватизации на 2011-2013 гг. выглядит многообещающе (см. документ на стр. 7).

    Как следует из соответствующего распоряжения правительства (от 27 ноября 2010 г. N 2102-р), РФ по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2950 акционерных обществ.

    Из них в планы приватизации на ближайшие три года попали крупнейшие компании - лидеры в своих отраслях: от издательств ("Просвещение") до заводов (Ульяновский автомобильный завод), от авиакомпаний ("Сибирь") до железной дороги (РЖД), от нефтяных гигантов ("Роснефть") до гигантов финансово-кредитных (Сбербанк и ВТБ). Фактически можно говорить даже о пятилетнем плане приватизации, так как в отношении отдельных акционерных обществ сокращение доли участия РФ в их уставных капиталах может быть отложено до 2015 года ("РусГидро", "Современный коммерческий флот", Российский сельскохозяйственный банк). Более мелкой приватизируемой "движимости и недвижимости" - на многие листы убористой печати.

    Экономисты и аналитики уже довольно подробно обсудили, насколько оправданы ожидания по поступлениям в федеральный бюджет доходов от приватизации: в 2011 году - 6 млрд рублей, в 2012 и 2013 годах - по 5 млрд рублей ежегодно. Мне же хочется остановиться на одном важном моменте: для выгодной продажи имеет значение не только что продавать, но и когда продавать, а также как продавать.

    В распоряжении правительства специально говорится, что "конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, координации продаж с процессами приватизации акций компаний соответствующих отраслей, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов". И вот тут как раз у инвестиционных консультантов могут возникнуть сомнения.

    Признаться, логика правительства при выборе времени "входа в рынок" не совсем понятна. Более того, изучение прогнозного плана приватизации в разрезе секторов экономики наводит на мысли о некоторой несогласованности прогнозов министерства финансов и министерства экономического развития.

    Непонятно пока, как будет решаться главная задача - ведь не просто же РФ избавляется от госпакетов, надо же реализовать их по хорошей рыночной цене! Возьмем, например, недвижимость. Приватизация государственного недвижимого имущества в тех регионах и районах нашей страны, которые не связаны с "точками роста" индекса цен на недвижимость, требует более тщательного подхода к оценке с учетом ликвидности актива. В ряде случаев единственный способ продать такую недвижимость по нормальной рыночной цене - это разработка специальной экономической программы и бизнес-плана по осуществлению коммерческой деятельности с участием данного актива. Предусмотрено ли это сейчас? Ответ отрицательный.

    Но позитив, конечно, есть. Одним из обнадеживающих нововведений "индустрии" является осознание необходимости привлечения профессиональных инвестиционных банкиров к процессу повышения инвестиционной привлекательности предприятий и к последующей продаже пакетов акций, находящихся в государственной собственности. Инвестиционные банки, вне всякого сомнения, смогут предложить оптимальный план реструктуризации ФГУПов с дальнейшим акционированием. Локомотивом реструктуризации станет продажа непрофильных активов с одновременной реструктуризацией задолженности.

    Участие инвестбанков в продаже даже сравнительно небольших активов может существенно повысить их стоимость. Инвестиционные банкиры, как минимум, обеспечат более качественную подготовку предприятия к продаже, что вряд ли будет делать (да и умеет ли?) незаинтересованный действующий менеджмент. Если своевременно и грамотно исключить такие негативные факторы, влияющие на цену сделки, как порочность прав приватизируемых объектов (в силу безграмотно оформленных документов), привести в порядок искаженные финансовые показатели (спасибо тому же неэффективному менеджменту), если обеспечить качество и прозрачность сделки, то это в конечном итоге позволит выручить за продажу госактивов примерно на 30% больше, чем если "приватизировать как есть".

    Вообще залог успеха "второй волны" приватизации заключается в повышении прозрачности реализации государственного имущества, которое, в свою очередь, должно привести к массовому участию частных инвесторов в покупке небольших компаний и развитию на их базе эффективного бизнеса. Для инвесторов, имеющих опыт покупки государственного имущества, основным драйвером в принятии решения всегда была относительно низкая цена актива, которая достигалась через различные "системы мотиваций" чиновников и "рядом стоящих". Как правило, крупные предприятия и имущественные комплексы оценивались и реализовывались различными ООО "Ромашки" и ООО "Лютики", которые имели в штате не более 3-5 человек, причем мало кто из сотрудников таких компаний-консультантов имел экономическое образование и соответствующий опыт работы. Инвесторы "прошлого" привыкли, что наиболее интересной составляющей компании, приобретаемой у государства, является находящаяся на балансе недвижимость. Хочется верить, что в этот раз все будет иначе!

    Идеальная схема мыслится примерно так. Профессионалы инвестиционно-банковского бизнеса проведут эффективную подготовку компании к приходу частного собственника путем реструктуризации активов и бизнеса, обозначат возможности для роста и консолидации, поведут компании на честный рынок инвестиций. Участие инвестиционных банкиров в процессе подготовки компаний к приватизации открывает новые возможности и для государства, и для частного бизнеса, которому предприятия могут быть эффективно проданы с хорошим экономическим эффектом для бюджета страны.

    Убежден: рынок ждет появления уверенной ниши для инвестиционных компаний с российским капиталом, основным бизнесом которых будет покупка государственных активов, которые далее будут консолидированы и реструктуризированы, что называется, "под клиента" - то есть крупные российские компании или иностранных инвесторов. Эти явления будут, безусловно, стимулировать рынок слияний и поглощений и, возможно, станут катализатором новых бизнес-трендов.

    Хотя, очевидно, главными участниками консультационного пула в приватизационных процессах станут крупнейшие иностранные и российские инвестиционные банки, свой шанс заработать на приватизации получат инвесткомпании и банки второго эшелона. Пусть речь идет не о таких амбициозных проектах, как перечислены выше, - некоторые игроки этого рынка готовы побороться за организацию размещений госпакетов компаний, капитализация которых не превысит $1,5-2 млрд.

    В общем, пока есть шанс, что "вторая волна" приватизации станет несколько более цивилизованной, чем первая. И что на выходе мы получим не просто снятые с очередного куска госсобственности сливки, осевшие в чьих-то карманах, но нормальный, здоровый бизнес на базе бывшей госсобственности.

    Александр Айвазов

    управляющий партнер,

    директор департамента

    инвестиционно-банковских услуг ИГ "Норд-Капитал"

    Поделиться