09.01.2011 18:07
    Поделиться

    Михаил Державин: Аросева для Театра сатиры словно хрустальный монумент

    Народной артистке России исполнилось недавно 85 лет.

    - Я не люблю юбилеи, но Шура Ширвиндт настоял: "Старуха, надо! Не тяни с этим…"

    После вечера на сцене московского Театра сатиры юбилярша с коллегами прибыла в Петербург. Как рассказал корреспонденту "РГ" художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт:

    - У нас в России так повелось: если наступает серьезная дата, юбиляр устраивает турне по родине - 10-20-40 городов. Сколько потянет… Аросева - человек скромный, турне не делает, а вот в Питер очень хотела съездить. Это ее первая профессиональная родина: она начинала в Театре комедии у Акимова. Поэтому естественно, что мы сорвались сюда.

    - Ленинград - это святое для меня место, - всегда говорит Ольга Аросева. - Этот город вырастил меня.

    Здесь, на "Ленфильме", у нее началась и кинобиография. Сам Григорий Козинцев, увидев 19-летнюю актрису на сцене Театра комедии, пригласил ее сниматься. А потом и Фридрих Эрмлер.

    В 1945 году, еще не окончив Московское театральное училище (до выпуска оставалось целых два года), Аросева поступила в ленинградский Театр комедии - по диплому своей старшей сестры Елены, актрисы. По признанию Ольги Аросевой, "незабываемый, обожаемый, подобного которому больше не будет в нашем театре, уникальный художник и выдающийся режиссер, русский интеллигент Николай Павлович Акимов" стал главным человеком в судьбе, ее Главным режиссером, Учителем. Оставила его театр Ольга Аросева только тогда, когда разразилась катастрофа: Акимова назвали "космополитом и формалистом", началась травля. Публично отречься от своего опального учителя, предать его Аросева не могла и по его же совету вернулась в Москву. На сцене Театра сатиры актриса служит уже 60 лет, с 1950 года. Как она шутит: "60 лет в театре - это почти пожизненное заключение".

    Вместе с виновницей торжества в Петербург приехали ее знаменитые коллеги: Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Вера Васильева, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Федор Добронравов. Зал ДК имени Горького, где устроили празднование, был полон. Заместитель председателя комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Александр Платунов передал актрисе поздравление губернатора города Валентины Матвиенко. Приветствовали свою знаменитую коллегу актеры Театра комедии имени Н.П. Акимова, а также "Петербург-концерта". От Мариинского театра - заслуженный артист России Владимир Самсонов. От театра "Буфф", где когда-то Ольга Аросева выступала, на сцене балагурил актер Михаил Смирнов. Пел Сергей Захаров - "от организации молодых пенсионеров" (в ушедшем году народный артист России отметил 60-летие). В свое время Аросева и Захаров не раз пересекались в гастрольных концертах.

    "Кабачок "13 стульев" - это 15 лет съемок, принесших Аросевой - пани Монике небывалую популярность, славу на всю жизнь. Ее коллеги по театру и по "Кабачку" Михаил Державин и Наталья Селезнева вспоминали на вечере:

    - Сколько было поездок по Советскому Союзу! Нас всюду приглашали. Мы были в "горячих точках" - у наших солдат в Афганистане, на Даманском, у строителей БАМа, у космонавтов на Байконуре… Ездили и за рубеж.

    По словам Натальи Селезневой, Ольга Аросева выдала ее замуж, нагадала сына.

    На радость петербуржцам и гостям города, паузы вечера заполнял любимец телезрителей Федор Добронравов. Но это не были его персонажи из программы "Шесть кадров" или сериала "Сваты". Хотя даже именинница не преминула напомнить своему партнеру по театру о его фантастической сегодня популярности: "Ой, "Шесть кадров" идут! Автограф дашь?"

    Пели романсы и гимн в честь Ольги Аросевой, поднимали тосты и пили водочку прямо на сцене (вместе с ней). Не удержавшись, то и дело вставая из уютного кресла, она пускалась в пляс под "Очи черные…", танцевала вальс под аплодисменты зрителей. Конечно, много шутили, смеялись. Острая на язычок, обладающая абсолютным чувством юмора, умеющая сочно рассказать анекдот, актерскую байку, Аросева, как легендарная Фаина Раневская, сегодня цитируется коллегами.

    - Мы были на гастролях, жили вместе в гостинице, - рассказывали они. - До сих пор помним, как однажды утром Ольга Аросева сказала: "Раньше 12 часов на люди выходить нельзя. Лицо должно отвисеться". Или такое - то ли байка, то ли быль. Как-то Ольга Аросева спустилась в питерское метро. Никто не уступил ей место. "Сидите, сидите, юноша, - сказала актриса молодому человеку. - Вам еще капитализм строить".

    Прямая речь

    Михаил Державин:

    - Аросева для Театра сатиры - словно хрустальный монумент. Именно хрустальный, а не бронзовый обелиск. Прозрачная, красивая, олицетворяющая чудный российский юмор, взаимоотношения поколений. Она очень точный, наблюдательный человек, внимательный к партнерам. Хорошо относится к молодежи. Может помочь "вылепить" роль, может подойти и очень деликатно, не оскорбляя чувства актера, сказать: вы сделайте так и так, поправьте грим, добавьте в костюм…

    В то же время Аросева - твердый, сильный человек, может постоять за себя. Она многое перенесла и получила немало прекрасного от жизни благодаря своему характеру. Она всегда была защитницей интересов театра. Если надо было пойти в "высшие инстанции" - в райком, к министру, Ольга Аросева была в первых рядах. Такое случалось не раз. Она умела убедить начальников.

    Что такое 85 лет? Иногда нездоровится, трудно ходить. Желаю Ольге Александровне удачи. И дальше жить на сцене. А такие примеры есть. Вот посмотрите на Владимира Михайловича Зельдина. Ему 95. Значит, запас у Аросевой есть!

    Федор Добронравов:

    - Для меня Ольга Аросева - как мама. Кстати, они с моей мамой одногодки. Мы были на гастролях в Таганроге со спектаклем "Как пришить старушку". На поклонах Ольга Александровна останавливает жестом аплодисменты и говорит: "Не хочется прощаться с вами, с вашим замечательным городом, который подарил России Чехова, Раневскую…" И смотрит на меня: "Федора Добронравова!" А у меня все родственники, друзья, пол-Таганрога в зале. Они заранее скупили все билеты. И зал взревел: "А-а-а!" Она снова останавливает овацию и говорит: "Я вижу в пятом ряду Федину маму Надежду Алексеевну. Будьте добры, все цветы сегодня - ей". Знаете, что это такое для провинциального города? Моя мама стала национальным героем!

    Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с Ольгой Аросевой, подарила наши взаимоотношения, нашу дружбу, партнерство. Когда-то я попал в список любимчиков Ольги Александровны, по каким-то ее критериям. Поэтому мне трудно говорить о ней объективно. Может быть, с кем-то она и сложная. Но для меня она - мягкая, интеллигентная, других проявлений характера я не вижу.

    Вера Карпова, актриса Театра комедии имени Н.П. Акимова:

    - Дорогая Олечка (позвольте обратиться к вам именно так)! Мы не совсем совпали по времени, но мы обе - акимовки. Я уже 55-й сезон служу в акимовском театре. Мы играли с одними партнерами, это звезды акимовской сцены Бениаминов, Савостьянов, Труханов. В нашем театре помнят вас и рассказывают с любовью, как о замечательном человеке и, конечно, потрясающей актрисе.

    В Москве трудно найти того, кто "пришил старушку". В Санкт-Петербурге это гораздо проще. Потому что мы знаем улицу, дом, парадную, квартиру - то место, где произошло преступление. И даже убийца сам пришел и признался. Убиенная старуха-процентщица кланяется вам от души. (Вера Карпова сыграла в многосерийном фильме Дмитрия Светозарова "Преступление и наказание" старуху-процентщицу. А Ольга Аросева 15 лет играет Памелу Кронки в спектакле "Как пришить старушку". - От авт.).

    Поделиться