30.12.2010 14:00
Поделиться

Суд прекратил уголовное преследование бывшего начфина Новосибирской области

Суд Центрального района Новосибирска прекратил уголовное преследование бывшего начальника управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области Сергея Аксененко - в связи с истечением срока давности.

Беспрецедентное по масштабам коррупционное уголовное дело, на расследование которого было потрачено несколько лет, закончилось, по сути, ничем. То, что незаконные действия Сергея Аксененко нанесли ущерб областному бюджету в 500 миллионов рублей, - этот факт считается установленным в суде. Истечение срока давности не является реабилитирующим основанием для прекращения уголовного преследования, однако сам бывший начфин продолжает утверждать, что абсолютно невиновен.

Сергей Аксененко обвинялся по трем эпизодам превышения должностных полномочий. Два из них касаются применения вексельных схем в 2001-03 годах, однако наибольший ущерб бюджету, по данным обвинения, был нанесен позже. Как сообщили "РГ" в Следственном управлении СКП РФ по Новосибирской области, с февраля 2003 года по ноябрь 2004-го несколько организаций получили банковские кредиты под гарантии администрации Новосибирской области на общую сумму свыше 350 миллионов рублей. При этом, как подчеркивают следователи, при предоставлении госгарантий был нарушен ряд норм бюджетного законодательства, а кредиты были заведомо невозвратными.

Затем, 22 декабря 2004 года, за один день, была реализована остроумная схема "легализации" сомнительной господдержки. Как сказано в материалах дела, Сергей Аксененко обратился к руководителю ГУП "Нефтебаза "Красный яр" с просьбой перечислить в бюджет Новосибирской области 500 миллионов рублей. Взамен область переступала унитарному предприятию право требования долгов по тем самым кредитам с юридических лиц, а также с муниципальных образований, которым до этого были предоставлены бюджетные ссуды - еще 174 миллиона. Переуступать эти требования администрация области не имела права, утверждает следствие - по Бюджетному и Гражданскому кодексам бюджетные ссуды и госгарантии не могут быть предметом соглашений о переуступке. Но это далеко не весь список нарушений.

Понятно, что у нефтебазы не было свободного полумиллиарда. И в этот же день нефтебазе был предоставлен банковский кредит на эту сумму опять-таки… под гарантии администрации Новосибирской области. И эта гарантия уже была безрегрессной - то есть администрация изначально не получала права требовать деньги с нефтебазы, хотя кредит, предоставленный банком нефтебазе, был погашен из областного бюджета в тот же день, 22 декабря 2004 года. Образовалась цепочка: банк перечислил деньги нефтебазе в качестве кредита, нефтебаза направила их в бюджет, бюджет погасил кредит перед банком, а требовать возврата с нефтебазы уже не имел права (и, судя, по всему, не собирался). В результате казна области "элегантно" похудела на 500 миллионов. А с получивших кредит юридических лиц долги никто так и не потребовал - администрация это право переуступила, а нефтебаза им не воспользовалась.

Любопытно, что документы о предоставлении сомнительных госгарантий подписывали тогдашний губернатор Виктор Толоконский и Алексей Беспаликов, в то время занимавший должность первого заместителя главы области. Но они проходили по делу лишь свидетелями. Как заявил в суде Виктор Толоконский (в данный момент он является полномочным представителем президента в Сибирском федеральном округе), он визировал документ, "не просматривая его содержания", и проверка платежеспособности получателей господдержки не являлось его "функцией". Правомерность подготовленных Сергеем Аксененко бумаг не вызывала у них никаких сомнений, подтвердили оба свидетеля. Хотя ни один из них не смог вспомнить, какие именно аргументы приводил начфин, обосновывая необходимость выдачи гигантских госгарантий. Наиболее частыми ответами свидетелей были "не помню" и "не знаю" - но, несмотря на это, VIP-допрос удовлетворил большинство участников судебного процесса, а сам подсудимый и вовсе предпочел бывших коллег ни о чем не спрашивать.

Сергей Аксененко утверждал, что его действия нельзя считать незаконными - ведь они были возведены в ранг закона депутатами областного совета, принявшими исполнение бюджета 2004 года. Тем не менее часть третья 286-й статьи УК, которая изначально вменялась Сергею Аксененко, предусматривала от трех до десяти лет лишения свободы.

Все изменилось после того, как в прениях по делу выступила представитель государственного обвинения Марина Трофимова. По ее мнению, действия Сергея Аксененко следовало бы квалифицировать не по третьей, и даже не по второй части 286-й статьи УК о превышении должностных полномочий, а всего лишь по первой, не предусматривающей более четырех лет лишения свободы. А так как срок давности по этой части статьи истек, следует и вовсе освободить бывшего начфина от уголовной ответственности. По мнению гособвинителя, "тяжкие последствия", о которых говорится в части третьей статья 286, - это оценочная категория. И однозначно утверждать, что увод из областной казны 500 миллионов рублей (бюджет региона в 2003 году составлял порядка 16 миллиардов) привел к тяжким последствиям для области, - у обвинения нет никаких оснований. Кроме того, выяснилось, что должность начальника управления финансов областной администрации не является государственной. А стало быть, и под вторую часть 286-й статьи УК подсудимый не подпадает.

В результате судья предложила Сергею Аксененко согласиться с прекращением уголовного дела в связи с истечением срока давности. Что он и сделал. Продолжая между тем утверждать, что не виновен.