29.12.2010 00:10
    Поделиться

    Режиссер Михаил Левитин сделал подарок к собственному юбилею

    Исполнилось 65 лет художественному руководителю московского театра "Эрмитаж", народному артисту РФ, режиссеру и писателю Михаилу Левитину. В день своего рождения известный режиссер сделал публике подарок - показал свой новый спектакль по роману Юрия Домбровского "Факультет ненужных вещей". Пьеса по мотивам романа была написана им самим, оформил спектакль художник Сергей Бархин, а музыку написал Владимир Дашкевич.

    Одаренный литературно (автор 15 повестей и романов), Левитин принес в российский театр целые пласты литературы, которые были ему долгие годы заказаны. Период "бури и натиска" театра "Эрмитаж" (тогда - Московский театр миниатюр) начался с настоящего взрыва - еще запрещенный, почти неопубликованный Даниил Хармс появился на этой сцене в 1982 году, когда Михаил Левитин сочинил для Романа Карцева и компании эксцентричный и печальный "Хармс! Чармс! Шардам!" Вскоре там появился еще один легендарный спектакль "Нищий, или Смерть Занда" по Юрию Олеше, где Занда потрясающе сыграл Александр Пономарев.

    С тех пор открытие погубленных, выдавленных из официальной культуры поэтов-страстотерпцев, писателей, связанных с нереалистическим письмом, открывавших явление абсурда еще до того, как ему было дано это имя, стало не только делом, но и миссией Левитина.

    Потому в его театре всегда было весело и страшно одновременно. Потому здесь всегда собирались самые образованные и остро мыслящие актеры, художники, писатели и ученые.

    И несмотря на то что театр Левитина расположен в "увеселительном саду", он продолжает оставаться делом серьезным и келейным, не рассчитанным на массовую истерию. А сам Левитин еще и пишет книги. Так, не дожидаясь трудов театроведов, он написал книгу о мученике театра Александре Таирове (она вышла год назад в серии "ЖЗЛ"). В юности, случайно узнав, что Алиса Коонен еще жива, он написал ей, пришел в гости и навсегда попал под власть ее магического обаяния. Именно она, "непокоренная, несхожая, другая", становится главной героиней этой книги. Замечая, что театр обычно "вспоминается как шум дождя", Левитин пытается найти выход из его неуловимости и призрачности: он пишет книги, как ставит спектакли - энергично, эксцентрично, умно и задиристо. Он сочиняет спектакли, как книги - в свободном и трудном полете образов и идей.

    Досье "РГ"

    В 1967 поставил "Синюю птицу" Метерлинка в Рижском ТЮЗе, на Таганке в 1969-м - "О том, как господин Мокинпот от своих злосчастий избавился" полузапретного Петера Вайса, "Алису в Зазеркалье" по Кэрроллу (Московский театр литдрамы ВТО, 1969), "Концерт для..." по М. Жванецкому (Ленинградский театр Комедии, 1971), "Странствия Билли Пилигрима" по К. Воннегуту (ЦАТСА, 1975). С 1977-го - в Московском театре миниатюр. С 1987 года - главный режиссер того же театра, переименованного в "Эрмитаж", с 1990-го - художественный руководитель.

    В 1994-м выпустил курс актерского факультета РАТИ, большая часть которого вошла в труппу театра "Эрмитаж". В 2001 году ему было присвоено звание народный артист России. Автор книг "Чужой спектакль" (1982), "Болеро" (1983), "Мой друг верит" (1988); романов "Сплошное неприличие" (1993), "Безумие моего друга Карло Коллоди, создавшего куклу Буратино" (1994), "Убийцы вы дураки" (1995), "Плутодрама" (1995).

    Поделиться