28.12.2010 00:50
    Поделиться

    Штрафы за нарушение требований в области техрегулирования вырастут до миллиона рублей

    В 2011-м бизнес ждет административное блокирование счетов и приостановка деятельности

    В новом году бизнес заплатит за все. Помимо повышения налогового бремени, предприятия ждет ужесточение контроля со стороны государства. За малейшее нарушение в области промышленной безопасности, технического регулирования, экологии и т.д. компаниям грозят штрафы, конфискация имущества, блокирование операций по счетам и, самое неприятное, остановка собственной деятельности. Так, уже с 1 января вступает в силу ряд изменений, направленных на усиление административной ответственности за совершение правонарушений в области промышленной безопасности (закон N 171-ФЗ). А после новогодних каникул депутаты Госдумы планируют принять правительственные поправки в ряд законодательных актов в области технического регулирования и экологического контроля. По заявлению властей, государство намерено создать эффективные и жесткие меры воздействия в отношении недобросовестных участников рынка. Эксперты в один голос заявляют, что жестче уже некуда. Кроме того, новые поправки создают сильнейший коррупционный механизм и ставят на грань выживания малый и средний бизнес. Если документы будут приняты, то, например, штрафы за нарушение требований в области технического регулирования возрастут в 20 раз и составят один миллион рублей. За экологию - поменьше: 200 тыс. рублей. При том что малый бизнес их однозначно не потянет, самым страшным эксперты все же называют введение в отношении многих составов административных правонарушений наказания в виде приостановления деятельности.

    "Главный риск все же не в размерах наказания, а в том, что эта норма потенциально дает право вмешиваться в логику предпринимательской деятельности и влиять на нее вплоть до приостановления", - отметил Александр Галушка, вице-президент "Деловой России".

    - Административное приостановление некоторых видов предпринимательской деятельности существенно сказывается на операционных издержках, не говоря уж о репутационных рисках. Следовательно, выбирая из двух зол наименьшее, бизнесмен может счесть, что для дела выгоднее дать взятку недобросовестному должностному лицу".

    Приостановление деятельности - это значимый момент, уверен Андрей Шубин, руководитель отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ России", особенно учитывая то обстоятельство, что с 1 января 2011 года должен вступить в силу закон N 171-ФЗ, который наделяет все контролирующие органы, включая экологический надзор, правом приостановления деятельности без решения суда.

    "Главная проблема не только в ужесточении административных санкций, но и в том, что законопроект содержит положения, которые допускают произвольное оценочное толкование, а значит, на практике могут привести к необоснованному привлечению к ответственности, злоупотреблениям и увеличению коррупционных проявлений в деятельности проверяющих органов", - отметил он.

    Например, рассматривая экологические поправки (о поправках в области технического регулирования "РБГ" писала в N 41 (774) от 2.11.2010 г.), Андрей Шубин рассказал, что "ОПОРА" категорически была не согласна с возможностью приостановления операций по счетам хозяйствующего субъекта в банке, в случае нарушения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. "Мера является избыточной и неадекватной по выгодам ее введения и издержкам реализации, - говорит эксперт. - Так, для большинства субъектов малого предпринимательства размер платы составляет менее 100 руб., тогда как убытки от приостановлений банковских операций по расчетным счетам могут составить десятки тысяч и более".

    Кроме того, по мнению представителей малого и среднего бизнеса, нет гарантии от возможной ошибки. "Сбор уплачен, а операции по счетам предпринимателя в банке приостановлены (есть отрицательные прецеденты с органами налогового контроля). Это административный ресурс воздействия на предпринимателя, не обеспеченный ответственностью уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора)", - пояснил Андрей Шубин.

    Помимо этого, поправки устанавливают и избыточную отчетность предпринимателей об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля. "Требования к отчету являются излишними, и содержат дублирующую информацию, которая уже представляется субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с положениями действующего федерального законодательства, - пояснил Андрей Шубин. - По информации предпринимателей в настоящее время они не могут самостоятельно заполнить формы отчетности согласно установленным требованиям и вынуждены обращаться в специализированные организации, оказывающие данные услуги за плату. Таким образом, существующие издержки вырастут в разы".

    Неоднозначно и нечетко в поправках определены и критерии угрозы причинения вреда и существенного вреда окружающей среде. А это, по мнению бизнеса, существенный момент, т.к. наказание как раз предусмотрено в виде приостановления деятельности. Причем, по мнению Александра Галушки, даже если критерии определения угрозы причинения существенного вреда окружающей среде будут прописаны идеально четко, а до этого им далеко, то представляете, какими энциклопедическими знаниями во всех областях человеческой деятельности должно обладать должностное лицо, чтобы правильно идентифицировать эту угрозу? Ведь чтобы адекватно оценить угрозу, надо разбираться во всех тонкостях технологического процесса на данном производстве, отметил эксперт.

    Поделиться