23.12.2010 13:12
    Поделиться

    Губернатор Олег Чиркунов не справляется с богатством Пермского края

    Совсем недавно, 1 декабря, Олег Чиркунов во время инаугурации торжественно поклялся в частности "способствовать развитию региона, доверенную мне власть применять на благо Пермского края". Так красиво началась вторая попытка г-на Чиркунова на посту главы региона. Проблема лишь в том, что экономические показатели Пермского края свидетельствуют о том, что период предыдущего губернаторства Олега Анатольевича не принес пермякам ни развития, ни обещанных благ.

    Первый раз Олег Чиркунов возглавил Пермский край в декабре 2005 года. Он сразу показал себя демократичным руководителем - охотно общался с гражданами посредством Интернета и даже призывал желающих собирать на него компромат. Вот только для успешного решения социальных и экономических проблем края этой открытости оказалось мало. Если верить статистике, все показатели жизнеспособности региона при Чиркунове ухудшились. К примеру, с 2006 по 2009 годы собственные доходы консолидированного бюджета упали в 1,05 раза, хотя в целом по России падение скромнее - в 1,01 раза. В то же время инфляция в крае выросла в 1,46 раза (притом что 1,38 раза - общероссийский показатель).

    Объемы жилищного строительства - один из наиболее красноречивых социально-экономических показателей территории, и за последние годы они снизились в 1,03 раза. Списать и это ухудшение на трудные времена, которые "одни для всех", тоже не получится: в целом по стране показатель строительства жилья уже продемонстрировал рост в 1,18 раза.

    А вот с просроченной задолженностью по зарплате ситуация обратная: в Перми она увеличилась в 1,003 раза, по России же статистика показала снижение долгов по зарплате в 1,61 раза. Если в конкретных цифрах, то на 1 ноября этого года задолженность на одного работающего пермяка превысила 125 руб. (долг в среднем по России - 66,2 руб.).

    Грянувший в 2008 году кризис лишь ускорил падение краевой экономики. Так, индекс промышленного производства снизился в 1,05 раза. И здесь сравнение со среднероссийскими данными тоже не в пользу Чиркунова - этот показатель по стране в целом, даже с учетом самых депрессивных регионов, демонстрирует меньшее падение - в 1,02 раза. Причем за прошлый год индекс промпроизводства в Пермском крае сократился на 10,7%, а по России - на 9,3%.

    С самыми серьезными сложностями столкнулась основная отрасль краевой экономики - металлургические, химические, машиностроительные предприятия. Это Чусовской, Лысьвенский, Нытвенский металлургические заводы, "Уралоргсинтез", Юго-Камский и Александровский машиностроительные и многие другие.

    Неблагополучная ситуация в экономике не может не сказываться на социальном самочувствии самих пермяков. Общая безработица превысила 10% (по стране - 8,4%). Критически повысилась напряженность на рынке труда: в крае на одну вакансию четыре года назад претендовало 2,2 человека, сейчас - 8,5. По России последний показатель составляет 3,3 соискателя. Продолжается деградация 12 моногородов края, население которых насчитывает 200 тысяч человек. К примеру, в одном из них - поселке Теплая Гора - безработица достигла уже 13%.

    Не лучше у Чиркунова дела и в агропромышленном секторе. Посевные площади сокращаются, поголовье скота падает. Четвертый год пермские аграрии не могут преодолеть падение производства: индекс его физического объема уменьшился в 1,03 раза. А по стране динамика, наоборот, положительная: рост АПК в 1,16 раза.

    Зато регион находится среди лидеров в таких "завидных" номинациях, как заболеваемость и криминогенность. Пермский край занимает второе место по уровню травм и отравлений. Третье - по инфекционными заболеваниям. Шестое - по врожденным аномалиям. Седьмое - по болезням кожи. Девятое - по болезням крови. По уровню преступности - 3-е место в России. Здесь совершается 2329 преступлений на 100 тысяч жителей (по стране - 1577).

    Все это можно описать одним емким словом - безнадега. Неудивительно, что по ожидаемой продолжительности жизни - 66,56 года - Пермь занимает 61-е место из 83 регионов. И численность населения снижается - на 1,09% (по России демографическая убыль менее драматична - 0,22%).

    Глубина пермского падения видна не только через цифры. Конкретные примеры из жизни характеризуют его, пожалуй, еще ярче.

    Во время недавнего "Разговора с Владимиром Путиным" вопрос премьер-министру РФ задала жительница Перми Людмила Глебовна Евдокимова: "Я и муж - инвалиды. Почему сняли льготную оплату на жилищно-коммунальные услуги?" "Никто льгот не отменял", - глава кабинета министров, кажется, даже немного удивился вопросу. И пообещал: "По Перми мы проверим".

    К федеральной власти пришлось обращаться и сотрудникам Платошинской птицефабрики. Они писали письма президенту, премьеру: просили спасти предприятие от преднамеренного банкротства, а жителей трех населенных пунктов - от перспективы безработицы. О таких бедствиях странно слышать, когда отечественное птицеводство на подъеме (в ближайшие годы планируется начать экспорт продукции российских птицефабрик за рубеж).

    Но еще более удручающая ситуация сложилась с местным школьным и дошкольным образованием. В школе c. Есаул, что в Чернушинском районе, подготовка к новому учебному году, да уже и сам учебный год практически сорваны. Предписания Роспотребнадзора и Госпожнадзора появились у школы только в июле - и это в регионе, печально известном трагедией в клубе "Хромая лошадь". Устранять нарушения начали осенью, когда занятия уже шли. Почти целый учебный месяц дети пропустили из-за невозможности совмещать уроки с ремонтом помещений. А, например, в селе Кыласово Кунгурского района в 2007 году закрыли единственный детский садик, здание же было продано. И малышам сельчан теперь приходится "кататься" на "ПАЗике" за 12 километров в соседний поселок.

    Все это больше похоже на системный кризис, а не на досадные несчастные случаи. По закону Олегу Чиркунову предстоит руководить регионом до 2015 года. Что может произойти с Пермью за это время, можно прогнозировать или хотя бы догадываться. И тенденция не внушает оптимизма.

    Поделиться