Поделиться

    Россия и Индия могут достичь соглашения о совместных работах по истребителю пятого поколения

    В Дели может быть достигнуто соглашение о совместных работах по истребителю пятого поколения

    Сегодня начинается визит президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, в ходе которого ожидается подписание пакета документов в области военно-технического сотрудничества, авиации и космонавтики. Один из самых ожидаемых контрактов - соглашение о совместных работах по истребителю пятого поколения.

    Новейший истребитель станет совместным проектом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Государственной индийской авиастроительной корпорации. Таким образом, российско-индийское сотрудничество в авиастроении поднимается на совершенно новый уровень.

    Коммерческий истребитель оказался лучшим

    Первым самолетом, разработанным в России специально для Индии, стал тяжелый многофункциональный истребитель Су-30МКИ (модернизированный коммерческий индийский). Контракт по этому самолету был подписан в 1996 году. Затем, в 2000, 2004 и 2007 годах последовал целый ряд новых контрактов, расширяющих этот проект. Головным исполнителем от России стала авиастроительная корпорация "Иркут".

    Су-30МКИ - первые в мире серийные сверхманевренные истребители и первые в мире экспортные боевые самолеты, оснащенные радарами с фазированной антенной решеткой. Фактически Су-30МКИ - это высшая точка (среди серийных самолетов) развития машин четвертого поколения в классе тяжелых истребителей. В определении облика Су-30МКИ большую роль сыграли индийские специалисты.

    В настоящее время ведутся поставки готовых самолетов, выпускаемых на Иркутском авиационном заводе, а также комплектов для сборки Су-30МКИ по лицензии на предприятиях индийской госкорпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). После выполнения действующих контрактов в составе ВВС Индии будет 230 Су-30МКИ. Су-30МКИ стали основой ВВС Индии. Они развернуты на наиболее ответственных направлениях и обеспечивают индийской авиации полное превосходство над авиацией потенциальных противников. Летчики ВВС Индии на самолетах Су-30МКИ в учебных боях, как правило, одерживают победы над современными истребителями иностранного производства.

    В ноябре 2009 года на самолете Су-30МКИ совершила полет президент Индии госпожа Пратибха Патил. Предшественник Патил на президентском посту Абдул Калам в 2006 году также совершил полет на Су-30МКИ.

    Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко так высказался об этом истребителе: "Программа Су-30МКИ открыла новый этап партнерства России и Индии в области авиастроения. Мы перешли от прямых поставок авиатехники к научно-производственной кооперации и выпуску самолетов в Индии на заводе корпорации HAL. Особо следует отметить намеченное вооружение самолетов российско-индийскими ракетами "БраМос". Боевой комплекс "Су-30МКИ + "БраМос" не будет иметь равных в мире по эффективности".

    Генеральный директор компании "Сухой" и РСК "МиГ" Михаил Погосян заявил: "Развитие взаимодействия с индийской авиационной промышленностью - это одна из приоритетных задач для российского военного авиастроения".

    "МиГ" индийских ВМС

    Другим истребителем, созданным специально для Индии, стал самолет корабельного базирования МиГ-29К. Контракт по ним был подписан 20 января 2004 года. Он предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей, организацию сервисного обслуживания поставленных самолетов на базе заказчика.

    19 февраля 2010 года на базе военно-морских сил Индии Ханса состоялась торжественная церемония принятия на вооружение первой партии корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ. Самолеты поступили на вооружение эскадрильи "Черные пантеры". Министр обороны Республики Индия Араккапарамбил Куриан Энтони отметил: "Принятие на вооружение ВМС Индии российских истребителей МиГ-29К/КУБ будет способствовать повышению оборонной мощи Индии и дальнейшему укреплению стратегического партнерства наших государств".

    Самолеты получили высокую оценку индийских летчиков, и в марте 2010 года был подписан контракт на поставку ВМС Индии еще 29 истребителей МиГ-29К/КУБ. На сегодняшний день МиГ-29К/КУБ - один из лучших палубных боевых самолетов мира по критерию "эффективность/стоимость". Решение о его закупке приняло руководство ВМФ России. МиГ-29К/КУБ стали основой для создания боевых самолетов поколения "4++" сухопутного базирования, среди которых особое место занимает многофункциональный истребитель МиГ-35.

    Этот самолет сочетает превосходные летно-технические характеристики с возросшими боевыми возможностями и улучшенными эксплуатационными характеристиками. В состав бортового радиоэлектронного оборудования МиГ-35 введены информационно-прицельные системы нового поколения. Среди них, в частности, бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой и многоканальные оптико-электронные системы, созданные с использованием технологий, ранее применявшиеся только в космической технике.

    Прорыв на пятом уровне

    Однако наиболее интересные и прорывные работы будут вестись, конечно же, по проекту истребителя пятого поколения. Вице-премьер правительства России и председатель Совета директоров ОАК Сергей Иванов сказал: "У нас все принципиальные договоренности с Республикой Индия о создании самолета 5-го поколения уже есть". Иванов также подчеркнул, что работы по созданию российского ПАК ФА и российско-индийского FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft - боевой самолет пятого поколения) будут вестись параллельно. Следует отметить, что Сергей Иванов в ноябре 2010 года стал сопредседателем Российско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Эксперты считают, что это будет способствовать развитию взаимодействия в сфере самолетостроения.

    По оценке министра обороны Индии Араккапарамбила Куриана Энтони, ВВС Индии закупят 250-300 FGFA.

    Горизонты развития

    По мнению ведущих экспертов в области ВТС, в настоящее время фактически сформирована перспектива российско-индийских работ по боевой авиации. Ее составляющие определяются так:

    - производственная кооперация по программе Су-30МКИ, которая расширится за счет создания комплекса "Су-30МКИ + российско-индийская ракета "БраМос";

    - поставка и производственная кооперация по МиГ-29К/КУБ;

    - модернизация самолетов МиГ-29 ВВС Индии, выполняемая в кооперации российскими и индийскими предприятиями;

    - возможная закупка и производственная кооперация по программе MMRCA (самолет МиГ-35/МиГ-35Д);

    - российско-индийская программа разработки самолета пятого поколения.

    Скоординированное развитие этих программ обеспечит:

    - поддержание и развитие унифицированного авиационного парка, который позволит ВВС и ВМС Индии формировать интегрированные боевые системы;

    - создание единой инфраструктуры послепродажного обслуживания для большинства самолетов авиационного парка Вооруженных сил Индии;

    - устойчивое развитие индийской авиационной и электронной промышленности.

    Парк воздушных извозчиков будет обновлен

    Активизировались работы по программе MTA (Multi-role Transport Aircraft - многофункциональный военно-транспортный самолет). Эта машина грузоподъемностью 20 тонн необходима ВВС России и Индии для замены массовых средних военно-транспортных самолетов, таких как Ан-12, Ан-32, и других. 9 сентября 2010 года было подписано соглашение между корпорациями HAL и ОАК о создании MTA. По условиям документа, стороны инвестируют в создание совместного предприятия по 300 миллионов долларов. Производство самолета будет размещено и в России, и в Индии. Предварительный заказ министерства обороны Индии составит 45 МТА. Ожидается, что ВВС России закупит порядка 100 самолетов.

    Как заявил глава корпорации HAL Ашок Наяк, на начальном этапе прогнозируется выпуск 205 самолетов, из которых на мировой рынок пойдет 30%. Руководитель HAL прогнозирует, что первый полет MTA состоится в 2016-2018 гг. Во исполнение соглашения в ноябре в Индии зарегистрировано совместное предприятие, которое возьмет на себя функцию организатора программы.

    В совместном производстве будут участвовать: HAL - 50% акций, российский концерн "ОАК-Транспортные самолеты" - 25% акций и "Рособоронэкспорт" - 25% акций. С российской стороны проектированием самолета займутся специалисты фирмы "Ильюшин", разработчика одного из лучших транспортных самолетов ХХ века Ил-76.

    Поделиться