16.12.2010 10:49
    Поделиться

    Петр Ерохин: Переход к распределенной электроэнергетике неизбежен

    Будет ли бизнес строить собственную генерацию? Почему собственникам электростанций порой невыгодны программы энергосбережения? Хватит ли Уралу мощностей, чтобы пережить зимний максимум? На эти и другие вопросы на "деловом завтраке" в уральском филиале "РГ" ответил Петр Ерохин, генеральный директор филиала ОАО "Системный оператор Единой энергосистемы" Объединенного диспетчерского управления Урала.

    Российская газета: Принято считать, что экономический кризис закончился. Можно подытожить: насколько сильно регионы УрФО "просели" по энергопотреблению в это время?

    Петр Ерохин: Электроэнергетика как лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько ощутимо кризис ударил по промышленности. Потребление, конечно, заметно упало. Наибольшее снижение было в свердловской энергосистеме - почти на 20 процентов. Потом  шли Челябинская, Курганская области. Только в Тюменской с автономными округами по отношению к докризисному периоду снижения не произошло. Большого роста, впрочем, там тоже не было: прошли весь кризис без падений, потихоньку наращивая потребление.

    Тем не менее кризис повлиял на интенсивность реализации намеченных инвестиционных программ - она снизилась. Сдвинулись сроки ввода объектов, где-то на годы, в итоге развитие единой системы замедлилось. Поэтому по надежности энергоснабжения, в первую очередь в Екатеринбурге, мы оказались близки к пределу. Не случайно нам так нужна "Надежда". И по этой подстанции наконец было недавно принято решение: через два-три года ее запустят. Она нужна для того, чтобы укрепить имеющуюся распределительную питающую сеть.

    РГ: А генерирующих мощностей растущему городу хватает?

    Ерохин: Генерации тоже не хватает. Но ее строительство внутри города - вопрос непростой: нужна подготовленная площадка, вода для охлаждения... Тем не менее под предполагаемый динамичный рост района Академического было запланировано строительство двух ТЭЦ. Сейчас от одной отказались, по второй сроки на два года упущены. Поэтому сейчас так важно развивать сети: мощностей в объединенной энергосистеме Урала пока хватает.

    РГ: Каковы прогнозы потребления в течение зимы?

    Ерохин: Бурного всплеска мы пока не ожидаем. Самый большой рост будет в Челябинской энергосистеме: там мощная металлургическая промышленность, которая работает на современных электродуговых печах. Потребитель включил такую печку - забрал 150 мегаватт сразу. Установленная мощность в целом по нашей системе - 45 тысяч мегаватт, включил три-четыре такие печи - вот и выросло потребление на десять процентов. Именно поэтому на крупнейших металлургических предприятиях области есть собственные подстанции и генерация.

    РГ: Насколько активно бизнес вкладывает средства в электроэнергетику?

    Ерохин: На севере Тюменской области есть сети на 110 и 220 киловольт, принадлежащие нефтяникам  и газовикам. В округе появилась первая компания, которая реализует два собственных проекта - строительство станций на Ямале и в Курганской области. По большому счету Зауралью хватило бы и имеющейся станции (установленная мощность Курганской ТЭЦ-1 - 900 мВт), но она устарела морально, ее КПД в лучшем случае 35 процентов по теплоцентрали. Новая ТЭЦ строится по парогазовому циклу, у таких этот показатель доходит до 60 процентов. Так что направление верное: надо менять технологии на новые.

    Что касается самих потребителей, то они, развивая бизнес, смотрят, есть ли возможность запитаться от центральных сетей. Когда это невозможно, бизнес начинает строить свою генерацию, а следовательно, и собственные сети, ведь новые мощности надо связать с единой энергосистемой. Такова мировая тенденция: переход к распределенной электроэнергетике - с размещением объектов генерации рядом с потребителями, чтобы избежать больших перетоков.

    РГ: Здесь возникает другая проблема: если предприятие строит свою станцию, оказывается слишком дорого подключиться к сетям централизованной энергетики. Так возникают островные энергосистемы.

    Ерохин: Да. Вопрос только в том, насколько эта модель учитывает все детали, такие как, скажем, ущерб предприятию в случае аварии. Нельзя построить коммунизм в отдельно взятой деревне. Остров - это, конечно, хорошо, но почему-то Великобритания соединена тоннелем и сетями с Центральной Европой. Действительно, механизм техприсоединения к сетям не оптимален. В этом смысле островная энергетика создает конкурентную среду. Но в любом случае генерация должна управляться под надзором системного оператора. Ведь мы созданы специально для того, чтобы проводить государственную линию и обеспечивать надежное функционирование всей  энергосистемы.

    Кстати, недавно вышли нормативные акты, которые требуют, чтобы любая генерация  мощностью свыше 25 мегаватт обязательно заключила договор с системным оператором об оперативно-диспетчерском уп­равлении.

    РГ: Какова динамика заключения таких договоров?

    Ерохин: Крупные предприятия давно у нас под контролем. Новые бизнесмены, которые только начали строить генерирующие мощности, не имеют традиций связи с диспетчерским управлением. В их понимании это лишняя финансовая нагрузка. Сейчас в Златоусте Челябинской области у нас идет первый процесс: судимся с компанией, которая не подчиняется требованиям закона.

    РГ: Генерирующие мощности на Среднем и Южном Урале крайне изношены. Насколько это угрожает стабильности энергосистемы?

    Ерохин: Это, конечно, угроза. В нашем регионе наиболее проблемными остаются две угольные станции: Троицкая ГРЭС и Рефтинская ГРЭС. Они находятся на контроле областных властей. Собственники подстанций принимают сейчас адекватные усилия по приведению оборудования в работоспособное состояние.

    Без проблем пройти ближайший отопительный сезон, в том числе и старым станциям, поможет правильно спланированная и полностью профинансированная ремонтная кампания. Ее контролируют различные органы - Ростехнадзор, Минэнерго. Во всех субъектах Федерации созданы региональные штабы по безопасности электроснабжения, которые возглавляет один из заместителей губернатора. Есть и федеральный штаб при министерстве энергетики, его возглавляет лично министр Сергей  Шматко. Если предприятия не выполняют планы по проведению ремонтов, они просто не получат паспорта готовности к зиме.

    Но не все так гладко. Когда нет ресурсов, взять их негде. Я уже говорил, что кризис повлиял на многие инвестиционные программы. Например, электросетевая компания в Екатеринбурге строила большие планы: собрала заявки на присоединение от потребителей, взяла кредит в банке, начала стройку... а тут кризис. Потребители отказались от присоединения, и ничего им за это не сделаешь: ну исчезла у них потребность. А банк требует возврата кредита. В такие ловушки попали многие. Минэнерго с каждым таким случаем разбирается досконально: корректирует сроки  выполнения программ, оказывает помощь, например, выступает гарантом при перекредитовании.

    РГ: Старые инвестпрограммы сорваны. Как теперь формируются долгосрочные программы ввода новых мощностей?

    Ерохин: Федеральное министерство формирует генеральную схему размещения объектов энергетики на 15 лет. На ее основе разрабатываются программы развития единой энергосистемы на семь лет. Под ней - еще более конкретная пятилетняя схема по субъектам РФ. Она разрабатывается и ежегодно актуализируется органами исполнительной власти на базе инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Теперь регион сам планирует, как он будет развиваться. Такую программу сейчас обязана составлять каждая территория, этот процесс контролируют полпреды.

    РГ: Наш читатель из Екатеринбурга Олег Подберезин спрашивает, ощущаете ли вы какой-то эффект от программ энергосбережения, которые активно внедряются в регионах?

    Ерохин: Электроэнергетика - отрасль достаточно консервативная. Быстрых результатов тут не увидишь. Самое важное в этом направлении - запустить новые технологии, которые позволяют производить такой же объем продукции с меньшими энергозатратами. Тогда мы на внешнем рынке становимся конкурентоспособными. А с нынешней энергоемкостью производства мы, мягко говоря, не совсем конкурентоспособны. Энергосбережение в самой энергетике - это переход на новые технологии: вывод старых и ввод новых станций. Например, КПД парогазовой установки, смонтированной на Среднеуральской ГРЭС, - порядка 50 процентов против 25-30 на старых станциях. Энергия, выработанная на новом оборудовании, должна быть дешевле - в результате снижаются издержки и стоимость продукции для потребителя. Но если и заводы все свое оборудование модернизируют, то эффект будет двойным. В Свердловской области несколько лет назад одно градообразующее производство перевели на новые технологии, в результате комбинат снизил потребление в четыре раза. Но таких при
    меров у нас пока мало. Именно в таком аспекте надо говорить об энергосбережении, а не только о том, чтобы свет уходя выключать.

    РГ: Собственникам выгодно заниматься таким энергосбережением?

    Ерохин: Не всегда. Например, если вывести из эксплуатации Серовскую ГРЭС, то Серово-Богословский узел рискует встать. Но у этой станции самый высокий удельный расход топлива во всей объединенной энергосистеме - порядка 600 граммов условного топлива на один киловатт-час, в то время как на передовых - 210-250 граммов. Если на Серовской ГРЭС поставить ПГУ, то старые блоки можно будет демонтировать, и это будет настоящим энергосбережением. Но собственнику это невыгодно: сейчас государство платит ему за содержание резервных мощностей. Зачем в таком случае тратиться на модернизацию?

    Поэтому сейчас министерство энергетики дало задание системному оператору подготовить "черный список" генерирующих мощностей. Первыми кандидатами в него стали агрегаты, введенные в эксплуатацию до 1960 года. Второй критерий: если генерирующая мощность (паровая технология) работает с давлением пара 90 килограммов на квадратный сантиметр (с такими параметрами шли первые турбогенераторы). Третий пункт предполагает, что в "черный список" попадет и генерация, которая простаивает больше года.

    Мы сейчас формируем такой перечень. Затем будем рассматривать варианты безболезненного выведения этих мощностей. И главное - думать, как мотивировать собственника, чтобы он на это пошел. Процесс начался - пока его подгоняет "административная дубина". Но лучше, если он станет саморегулируемым - когда люди сами видят, что им выгодно, а что нет. И такой механизм в стадии запуска. Это долгосрочный рынок мощности с механизмом конкурентного отбора мощности (КОМ). Только что завершились процедуры КОМ на 2011 г., готовятся аналогичные действия на 2012 и 2013 годы.

    Поделиться