16.12.2010 00:10
    Поделиться

    Переход транспортного комплекса на инновационный путь развития требует масштабного внедрения новых технологий

    Такой подход позволит более эффективно использовать средства федерального бюджета и механизмы государственно-частного партнерства, считают в министерстве транспорта Российской Федерации. О том, как планируется внедрять инновации, рассказал директор Департамента программ развития минтранса Алексей Семенов.

    Алексей Константинович, есть ли особенности применения новых материалов и технологий в транспортной отрасли?

    Одним из приоритетов государственной политики в сфере транспорта является переход к инновационному развитию, обеспечивающему обновление основных фондов, эффективную работу и взаимодействие различных видов транспорта, улучшение транспортной доступности населения и интеграцию с транспортными системами соседних государств. Внедрение новых наукоемких технологий позволит обеспечить комплексное сбалансированное развитие всех видов транспорта, повысит уровень безопасности населения на транспорте и производительность транспортных систем.

    Конечно, в отрасли есть своя специфика и особенности, которые оказывают существенное влияние на подходы к развитию информатизации и применению инфокоммуникационных и навигационных технологий. В первую очередь, это огромное количество объектов инфраструктуры, десятки миллионов транспортных средств, тысячи компаний, которым они принадлежат, и конечно, большая протяженность магистралей. Все их надо соединить в единую сеть. Но, увы, сегодня существует дефицит каналов связи для устойчивого информационного взаимодействия с субъектами транспортного комплекса.

    Как минтранс намерен влиять на ситуацию?

    Мы ведем системную работу в этом направлении. Планируем к 2015 году создать Автоматизированную систему управления транспортным комплексом, которая, в том числе, будет интегрирована с органами управления транспортом субъектов РФ. Уже разработана концепция системы и завершен эскизный проект. Концепция создания АСУ ТК одобрена на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации 29 сентября 2010 г.

    Министерство также будет внедрять систему мониторинга текущей ситуации в транспортной отрасли и разрабатывать прогнозы ее изменения. Что это даст пассажирам?

    Повышение эффективности процессов управления должно привести к повышению уровня доступности услуг транспортного комплекса для населения. Благодаря переходу на современные, в том числе спутниковые технологии упростится процесс оформления проездных и транспортно-логистических документов. Внедрение автоматизированных систем сократит время и повысит качество перевозки пассажиров и грузов, снизится и уровень аварийности на дорогах.

    Система мониторинга отрасли должна базироваться на своевременном сборе, обработке, хранении и анализе огромного массива разнородной информации. В рамках создания АСУ ТК будут развернуты аппаратно-программные комплексы по моделированию и прогнозированию состояния отрасли. Не обойтись здесь и без информационного взаимодействия всех участников рынка, в том числе, по предоставлению услуг населению и компаниям в электронном виде. Но для этого необходимо сформировать единую среду электронного взаимодействия между субъектами транспортного комплекса, которая бы подчинялась единым правилам и форматам обмена данных. Выгода для пассажиров в результате реализации перечисленных мероприятий будет очевидна - сократится время приобретения транспортной услуги, повысится ее качество, доступность и уровень сервиса.

    Недавно принята госпрограмма "Информационное общество". Когда можно ожидать, что и на транспорте появятся услуги в электронном виде?

    Уже сейчас при предоставлении услуги по выдаче специальных разрешений на международную автоперевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов на портале государственных услуг заявитель может не только получить исчерпывающую информацию об услуге, получить свободный доступ к электронным формам заявлений и другим необходимым документам для копирования и заполнения, но и представлять документы, необходимые для получения разрешения, в электронном виде, а также осуществлять контроль хода исполнения госуслуги в электронном виде в своем личном кабинете.

    В ускоренном темпе проводится перевод госуслуг по лицензированию отдельных видов деятельности в транспортной отрасли в электронный вид - к 1 января 2011 г. Планируется перевести в электронный вид лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов, ремонта авиационной техники и др.

    Минтрансом разработана и утверждена Правительством Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте. Составной частью системы является Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Планируется создание сложных программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих безопасность пассажиров, предусматривающих широкое применение результатов космической деятельности, телекоммуникационных сетей широкополосного доступа, интегрированных систем видеонаблюдения и многих других электронных средств, создаваемых в рамках идеологии "умный транспорт, дорога и инфраструктура".

    Когда начнет работать АСУ ТК?

    Уже завершена разработка основных технических решений АСУ ТК, определена архитектура и порядок создания системы, а также разработка эскизных проектов. К 2012 году мы предполагаем завершить проектирование и создать полнофункциональный прототип системы с тестовыми данными. Опытную эксплуатацию планируем начать в 2012 году, а внедрить ее в промышленную эксплуатацию до 2015 года.

    Речь идет здесь не только о развитии системы управления транспортным комплексом, наверное, планируется развивать и госуслуги в рамках этой системы. Какие?

    Предусматривается широкий спектр таких услуг. Остановлюсь на некоторых из них. Это и дистанционное оформление разрешительных документов на совершение специальных видов перевозок - опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов. внедрение системы "одного окна", предусматривающей создание интегрированного информационного комплекса, объединяющего всех участников перевозочного процесс: автовладельцев, разрешительный орган, банковское учреждение, органы весового контроля на автодорогах, органы ГИБДД.

    Поможет ли новая система снизить число ДТП?

    Важным шагом на пути решения этой проблемы является создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Под эгидой минтранса в стране будет создана национальная платформа ИТС. Комплексное внедрение ИТС позволит повысить пропускную способность и производительность транспортных систем на 15-20 процентов без привлечения значительных капитальных вложений в строительство и реконструкцию инфраструктуры. Здесь будет применен принцип государственно-частного партнерства с привлечением бизнеса, науки и общественности. Минтранс уже приступил к формированию концепции развития ИТС в рамках реализации Транспортной стратегии до 2030 года. Проводится формирование и совершенствование нормативной базы создания и функционирования ИТС в РФ и ее гармонизации с международными нормативными актами и стандартами. Это позволит эффективно внедрять ИТС, а в перспективе сформировать условия для их интеграции в транснациональные ИТС.

    Высокотехнологичные сервисы ИТС, основанные на использовании современных информационных, коммуникационных и навигационных технологий, позволят повысить безопасность, энергоэффективность и экологичность транспортных систем, обеспечат комфорт для водителей и доступность транспорта для потребителей услуг.

    Для облегчения ориентации на дороге, слежения за грузами уже создана группировка спутников ГЛОНАСС. Будет ли она задействована и в ИТС?

    Конечно. В состав ИТС в любом транспортном сегменте обязательно входит подсистема, работающая на основе технологий спутниковой навигации. При разработке отечественных устройств, контролирующих режимы труда и отдыха экипажей транспортных средств предусмотрено обязательное наличие навигационно-связного модуля ГЛОНАСС. Внедрение технологий ГЛОНАСС не обошло стороной и систему аэронавигационного обеспечения полетов гражданской авиации, что в ближайшем будущем позволит использовать оборудование функциональных дополнений наземного базирования GBAS (ДЖИБАС) для повышения качества и надежности обеспечения посадки самолетов, при значительном снижении затрат на аэронавигационное обслуживание, в первую очередь региональных аэродромов.

    Развитие функциональных дополнений системы ГЛОНАСС значительно повысит уровень транспортной безопасности на морском и речном транспорте, в том числе благодаря повышению точности управления движением судов по оптимальной траектории и обеспечения навигации на речном транспорте в темное время суток. На железнодорожном транспорте использование технологий ГЛОНАСС даст возможность оптимизировать перевозочный процесс. А совершенствование спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ в увязке с технологиями ГЛОНАСС повысит оперативность и точность определения координат места аварии, что повысить эффективность проведения поисково-спасательных работ.

    Также особое внимание минтранс уделяет внедрению технологий ГЛОНАСС при подготовке к зимним Олимпийским играм в Сочи. Разработано техническое задание на создание Олимпийского логистического транспортного центра (ЛТЦ). Уже сейчас созданный на базе АНО "Транспортная дирекция олимпийских игр" диспетчерский центр эффективно проводит спутниковый мониторинг грузового транспорта, работающего на олимпийских объектах.

    По мере совершенствования и развития глобальных спутниковых систем и технологий появляются новые возможности применения навигационных услуг в транспортном комплексе. Принципиально новое развитие получают организация дорожного движения, в том числе по платным дорогам, организация автоматического управления и контроля работы дорожной и строительной техники, идентификация опасных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, мониторинг текущего состояния защищенности транспортной системы, контроль состояния объектов транспортной инфраструктуры и многое другое, без чего современное общество, основанное на широком применении новых материалов, интеллектуальных, информационно-коммуникационных, космических и транспортных технологий существовать не может.

    Поделиться