15.12.2010 13:58
    Поделиться

    В Казани матери-одиночке предложили отработать поборы в школе мытьем полов

    В казанской гимназии 96, названной лучшей творческой школой Татарстана в этом году, грянул скандал. Светлана Фадеева, мать двух девочек, которая больше не в силах платить "добровольную" родительскую помощь, обратилась в прокуратуру республики.

    В школе, которую за удобное расположение в центре города называют элитной, у женщины учатся две дочки 8 и 9 лет. Светлана рассказала корреспонденту "РГ", что отправила девочек в гимназию только из-за того, что она в двух шагах от дома. Поначалу дочек вообще не хотели принимать. По словам учителей, которые проводили тестирование перед поступлением в первый класс (что, как нас заверили в прокуратуре, является незаконным) у детей обнаружили дефект - маленький словарный запас.

    - Это было не тестирование, а настоящий допрос. Неизвестная тетя с ходу сказала: "Назови перелетных птиц". Не всякий ребенок, даже очень эрудированный, сразу ответит незнакомому человеку, - рассказывает Светлана. - Но в гимназию нас все-таки приняли, им деваться было некуда - ведь мы прописаны в том районе, где расположена школа.

    Однако тестирование оказалось не самым сложным испытанием как для девочек, так и для их мамы. Прямо в День знаний Светлане объявили, что необходимо сдать в фонд класса полторы тысячи рублей и еще 500 рублей для нужд школы.

    Со слов женщины, первый взнос должен был пойти на покупку видеоаппаратуры и штор для класса. Дети Светланы погодки, но из-за болезни старшая дочка отстала на один год и оказалась в одном классе с младшей девочкой. Так что с матери двух детей потребовали двойной взнос. В тот раз Светлана безмолвно выложила четыре тысячи рублей. Хотя эти деньги - ее зарплата медсестры за месяц. "Не хотелось начинать учебу со скандала", - оправдывается женщина.

    Дальше аппетиты родительского комитета только росли. Первого взноса хватило лишь на полгода. К новогодним каникулам родителей вновь попросили раскошелиться и сдать еще по полторы тысячи с ученика. На этот раз Светлана была категоричной и сказала, что у нее нет денег.

    Отказ не замедлил отразиться на девочках. На одном из классных мероприятий всем детям вручили сувениры и только ее дочкам ничего не досталось. Детям пояснили, что их мама не заплатила за подарки.

    - Они долго не могли успокоиться и плакали, - говорит Светлана. - У нас очень близкие отношения, девочки всегда со мной всем делятся. Вот и в тот раз мы сели и обсудили эту проблему. Я объяснила им, почему не смогла заплатить. И тогда уже они меня успокаивали и целовали.

    К концу первого учебного года с родителей первоклассников вновь потребовали сдать деньги. Теперь на учебники. По две тысячи рублей с ученика.

    - Я решила купить книги самостоятельно и в итоге выиграла больше полутора тысяч рублей.

    Начала следующего учебного года Светлана ждала с ужасом:

    - Я не пошла на родительское собрание, зная, что все опять сведется к требованию внести "добровольные" взносы, - рассказывает мать девочек. - Но тогда мне позвонила учительница и сказала, что если у меня нет денег, то я их должна занять.

    Последней каплей стал звонок 9 декабря женщины из родительского комитета.

    - Накануне моя старшая дочка получила ожог, и я с ужасом стала думать, где взять деньги на лекарства. Благо сестра выручила. И тут мне звонят и предлагают оплатить взносы для школы. Женщина выпалила, что если я не в состоянии рассчитаться, то просто обязана отработать эти деньги мытьем полов в классе. И еще добавила, "если не можешь платить, зачем в школу детей отдала, надо было их дома держать!" Можете представить мое состояние…

    В тот же день женщина обратилась в Казанский правозащитный центр и написала заявление в прокуратуру.

    Все время, что мы общались, Светлана плакала. Мы разминулись с учительницей, которая, узнав о том, что женщина обратилась в прокуратуру, не замедлила навестить семью. Причем интересовало ее отнюдь не здоровье больной девочки…

    - Она мне сказала, что я ничего не докажу, ведь у меня нет никаких документов. И действительно, откуда им взяться? Ведь все деньги мы платили наличными. Миссию по сбору денег взял на себя родительский комитет, поэтому школа как бы ни при чем. Ни одного корешка за перечисление "спонсорской" помощи нам не выдали.

    Светлана надеялась, что ее поддержат другие родители, которые между собой возмущались непомерными поборами, но на деле оказалось, что набраться смелости хватило лишь матери-одиночке.

    Мы обратились за комментариями в гимназию. По одному телефону, корреспонденту "РГ" предложили записаться на прием к директору школы Сергею Бузюкину во вторник или четверг, по другому - секретарь обещала передать записку с нашей просьбой. Сам директор трубку так и не снял.

    В прокуратуре Татарстана, куда корреспондент "РГ" обратилась пояснить ситуацию, ничуть не удивились состоянию дел. И обещали во всем разобраться.

    - Как правило, мы получаем много анонимных сообщений о поборах в школах, родители не хотят называть имена, боясь, что это отразится на их детях, - говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Татарстана Завдат Ибрагимов. - Больше 90 процентов жалоб на поборы находят подтверждение. Проблема в том, что в большинстве случаев мы не можем привлечь к ответственности руководство школы, потому что они апеллируют законом об образовании, где есть пункт, позволяющий школе принимать добровольные средства от юридических и физических лиц. Если бы этот пункт исключили, то и поборов не было бы.

    Как рассказали в прокуратуре, школа не имеет права собирать деньги на учебники. Ими бесплатно обеспечивает Министерство образования и науки Татарстана. Конкретно фирма, выигравшая тендер на поставку учебников. А вот в министерстве говорят, что, если школа решилась на эксперимент и работает в рамках программы "Новое поколение", где требуются совсем иные учебники, родители обычно дают согласие на их покупку. Правда, это опять-таки делается только на добровольной основе.

    Но вот факты свидетельствуют об обратном. Проверка, инициированная Казанским правозащитным центром и проведенная прокуратурой, показала лишь вершину айсберга. В одной так называемой элитной гимназии Казани родительские деньги шли на доплаты учителям, работникам столовой и техническому персоналу. В другой гимназии, ставшей победителем международного конкурса "Красивая школа", родители первоклассников вносили в попечительский совет школы от полутора до трех тысяч рублей. Причем, согласно заявлениям, деньги сдавали добровольно. Правда, имеющиеся списки родителей плюс одинаковые суммы взносов дают все основания полагать, что эти сборы были явно принудительными.

    Корреспондент "РГ" сама столкнулась с подобной ситуацией, когда выбирала школу для своего ребенка. Первый вопрос, который задал директор, был таким: "Чем вы можете помочь школе?"

    Поделиться