15.12.2010 14:05
    Поделиться

    Сергей Горбань: В ростовских общежитиях процветает дедовщина

    Всегда спокойный и толерантный Ростов забурлил из-за ЧП: студент ростовского вуза Максим Сычев, по печальному совпадению однофамилец Андрея Сычева, пострадавшего от армейской дедовщины, умер из-за смертельного удара, полученного у стен родного общежития. Масла в огонь подлила просочившаяся информация о том, что предполагаемым виновником его гибели стал студент этого же вуза, но совсем другой национальности.

    Ростовское воскресенье

    В минувшее воскресенье на площади Гагарина, неподалеку от которой находится общежитие Ростовского государственного строительного университета, где жил Максим Сычев, собрались сотни студентов. Они прибыли задолго до условленного часа - с красными гвоздиками, маленькими свечами. Количество милиционеров мало уступало числу пришедших почтить память погибшего. Подтянуты были и подразделения ОМОН.

    Кто он, Максим Сычев, чья фотография установлена в небольшом сквере у общежития? Герой, совершивший великий подвиг, или, может знаменитый певец, человек, которого знают все?

    Нет. Самый обыкновенный студент, 18 лет от роду. Приехал два года назад из небольшого хутора Ново-Золотовский в Семикаракорском районе области - учиться. Поступил в один из престижнейших, крепких вузов - строительный университет, потому что учиться хотел и умел. Обычный "очкарик", похожий на Шурика из "Кавказской пленницы": добрый, наивный, открытый человек. Однокурсники не могут вспомнить ни одной плохой черты - Максим хорошо учился, не пил - не курил, обладал отзывчивой и искренней душой.

    Как получилось, что мальчишка приехавший учиться из села, отличник, умница, оказался один-одинешенек в большом городе? Он хотел строить церкви, делал великолепные макеты соборов, поступил на архитектурное отделение, - а умер, так и не построив ни одного храма.

    В Ростове вначале снимал, как и многие другие, квартиру. Но потом не потянул платить ежемесячную плату, родители - обычные бюджетники, отец - преподаватель в школе искусств, мама - сотрудник районного центра соцзащиты, дома в селе подрастает еще младший десятилетний брат. Сычев перебрался в студенческое общежитие. Десятиметровую комнату пришлось делить с тремя соседями. Все они были из кавказской республики, и единственному среди них светловолосому Максиму приходилось нелегко. Насколько - теперь уже не выяснить, поскольку "иногородний" никуда не жаловался, и даже родители лишь догадывались, что у сына проблемы.

    22 ноября

    22 ноября эти проблемы доросли до катастрофы. По версии следствия, основанной на записи видеокамер студенческого общежития, в 18 часов Сычев, вернувшись с занятий, ждал кого-то на улице. Когда к нему подошел парень, они вдвоем зашли за угол здания, потерявшись из поля зрения камеры. Спустя восемнадцать минут Максим шел обратно, держась за голову, хватаясь за стены и припаркованные машины, чтобы не упасть. Ему явно было плохо.

    В официальном сообщении следственного управления СКП по Ростовской области прозвучит: "студент применил к Максиму Сычеву борцовский прием, от которого потерпевший упал, ударившись головой о землю. Мотивом совершения преступления явились личные неприязненные отношения, сложившиеся в ходе совместного проживания в общежитии".

    В таком состоянии Максим Сычев добрался до дома своего друга Андрея, на Театральную площадь, в десятке остановок с пересадкой от места, где все случилось. Заметим, в общежитие, рядом, он не пошел. Андрею он пожаловался на сильную головную боль и со словами "Сейчас расскажу" прилег на кровать и потерял сознание. Андрей вызвал скорую помощь, которая отвезла Максима в больницу с предварительным диагнозом острое отравление неизвестным веществом. Парня госпитализировали в токсикологическое отделение, подозревая действие наркотических препаратов. Когда анализы этого не подтвердили, тогда додумались сделать томограмму головного мозга. Так что только на следующий день была установлена истинная причина комы - обширная гематома, полученная в результате черепно-мозговой травмы. Спустя пять дней, 27 ноября молодой человек, так и не придя в сознание, скончался.

    Информация о возбуждении уголовного дела Кировским следственным отделом  следственного управления по статье 111-й Уголовного кодекса РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего появилась 8 декабря. До получения результатов экспертизы дело квалифицировали как несчастный случай.

    Уже в субботу 11 декабря официальный представитель СКП РФ по Ростовской области Галина Гагалаева сообщила, что подозреваемый в причинении тяжкого вреда здоровью Сычеву Хасбулат Мархеев задержан.

    Отец Максима Александр Сычев считает, что пока он не написал по электронной почте жалобу в Генпрокуратуру РФ, дело не двигалось с места. Происшествие приобрело небывалый общественный резонанс. Интернет буквально взорвался негодованиями всего студенческого сообщества.

    Маски

    - На его месте мог быть любой из нас! - уверены практически все студенты, собравшиеся в воскресный день на площади. Примечательно, некоторые из них пришли в масках. Белые повязки вряд ли скрывали их лица. Но другие скрыли их под черными чулками полностью. Жутковато было обращаться в черную темноту под капюшоном. Но темнота не молчала.

    - Да, мы боимся, - говорили "маски". - Боимся мести со стороны кавказцев, боимся милицию, которая запоминает наши лица.

    Митинг памяти Максима Сычева начинался мирно.

    - Я приехал, чтобы почтить его память. А не устраивать из этого шоу или националистический акт, для нас это неприемлемо, - говорил студент второго курса Игорь без фамилии. - Это ужасно, что случилось, никогда такого не было.

    Играя на сложности момента, кто-то подло воспользовался тем случайным обстоятельством, что участниками конфликта были кавказские студенты. Импровизированный митинг у дверей общежития, который не совсем удачно начал ректор университета, вылился в масштабную демонстрацию, направившуюся к центральной площади. К толпе на переговоры прибыли представители власти - замгубернатора, министр образования. Студенты изложили свои требования. Как им было предложено, на бумаге. На скорую руку были выдвинуты четыре требования. Среди которых - сократить или ликвидировать так называемых "целевиков" - поступающих в университеты по целевым направлениям.

    Власти приняли вопросы на рассмотрение, но в РГСУ, видимо, приступили к выполнению немедленно.

    Не успели пережить воскресное шествие студентов, как уже в понедельник появилась информация об отчислении первокурсника Мархеева. Официальная причина - неуспеваемость и прогулы.

    - Высокие баллы по ЕГЭ, которые представили ингушские абитуриенты, не шли ни в какое сравнение с их реальными знаниями, - говорит  директор института промышленного и гражданского строительства РГСУ Виктор Шуцкий. - Но их приняли - "целевики". В вузе они не блистали оценками. Если человек хоть как-то тянется, ходит на занятия и слушает лекции, он все-таки получает "тройку". Но у Мархеева по всем десяти предметам были двойки - он вообще не ходил на лекции.

    И если бы не это происшествие, знать, так бы и доучился до самого диплома.

    - Мы принимали меры, - говорит Шуцкий, - проводили разборы, еще обычно ставим в известность родителей, - но эти ребята были сиротами.  Если ничего не меняется, студенту объявляется взыскание, потом выговор, строгий выговор и выговор с предупреждением об отчислении. У Мархеева по результатам двух месяцев было уже два таких выговора. И когда стали его вызывать - не нашли его, поскольку он отсутствовал в университете несколько недель. А в этом случае нам ничего не оставалось делать, как вычеркнуть его из списка студентов как "утратившим связь с университетом". Основания  к тому были и есть.

    А судьи кто

    - Я думаю, если бы в общежитие чаще приходили преподаватели, то ничего бы этого не случилось, - считает преподаватель Южного федерального университета Татьяна Засорина. - Раньше нас, кураторов, заставляли это делать, партия, комсомол, но ведь многие делали это на совесть, приходили к своим студентам и знали их проблемы. Как и любой конфликт, в том числе и в семье, конфликт Сычева можно было погасить еще в зародыше.

    Не было сигналов, говорит сейчас ректор вуза Леонид Зеленцов. Но когда Максим пришел все-таки в администрацию общежития с просьбой перевести его в другую комнату, разве это не был тревожным знаком, что у парня большие неприятности? Администрация общежития под видом воспитательной беседы рассказала о его жалобе студентам-ингушам. И этим лишь подлила масла в огонь. Так что переселение в другую, соседнюю, комнату, роли уже не играло. Травля продолжалась. Двоюродный брат Сычева Игорь, приехавший в воскресенье из Ново-Покровки, считает, что с самого начала администрация общежития делала неправильно, поселив его с тремя ингушскими ребятами.

    О том, что стычки с соседями по комнате происходили, знали и другие студенты. Теперь они охотно рассказывают это и в интервью, и в блогах.

    - Мы знали Максима, он хорошо учился. Его попросили сделать реферат. Он сумел сказать нет. На что они очень агрессивно отреагировали. Это точно. До этого тоже были стычки. Например, кто будет дежурить по комнате, кому мыть полы, - вспоминают студенты.

    Вопрос, а где ж были они сами, остался риторическим. Кстати, и в тот трагический вечер Максим, по некоторым рассказам, обращался к ребятам, предлагая пойти на встречу со своими оппонентами вместе. Но никто его не поддержал. Он пошел один.

    "А однокурсники умнички, - раздается одинокий голос с блога. - Послали паренька самостоятельно разбираться с ингушами".

    Первый заместитель начальника ГУВД по Ростовской области Михаил Корнеев того же мнения:

    - В этой истории есть одна существенная деталь, которая выяснилась лишь на этапе следствия и которую незаслуженно мало обсуждают в Интернете - это равнодушие окружающих. Конфликт Максима Сычева с подозреваемым был далеко не первым. Это подтверждают опрошенные в ходе следственных действий однокурсники и соседи по общежитию. Странным образом никто не нашел времени или мужества своевременно поставить в известность преподавателей или написать заявление в органы внутренних дел.

    Тем более управиться с тремя кавказскими ребятами было наверняка нетрудно. Ведь кто они, эти страшные кавказцы?

    Лезгинка

    На первый курс строительного университета в этом году поступили 12 ребят из Ингушетии. Всего их на пяти курсах, как рассказал Виктор Шуцкий, учится сейчас 28 человек. Три мальчика - Зурабов, Яндиев и Мархеев были поселены в одну комнату № 412. Все они пересекались только в этой комнате, потому что учатся на разных факультетах. В частности, Мархеев на курсе "Городское строительство и хозяйство". Парням по 16 лет, все они - сироты.

    - Круглая сирота и подозреваемый теперь в убийстве Хасбулат Мархеев, - рассказал дозвонившийся в редакцию советник и помощник главы республики Ингушетия Азамат Нальгиев. - Он рос один, без матери, а недавно убили и его отца, не успевшего остановить машину по требованию милиции, до сих пор идет разбирательство. У него остался один двоюродный брат, и тот инвалид. Так он сразу схватился, поехал в Ростов к представителю нашей республики в Ростове Магомеду Дарсигову, убеждать мальчишку, что надо придти самому в милицию и рассказать все, как было.

    Соболезнование родным Максима выразил президент Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. Он заявил, что задержанных нельзя отпускать, надо доказывать их вину, принимать меры, и тогда митингов не будет, а также нельзя придавать национальный окрас преступлению. Если он виноват, то будет наказан.

    Представим ситуацию - буквально из аулов трое вчерашних мальчишек попадают в большой и прекрасный город Ростов. Наверное, им страшно, им необычно, жизнь так непохожа на ту, где они жили. Они и учатся всего ничего - в августе только приехали. В комнате кроме них  живет парнишка из донского села Максим Сычев. Любит читать книги и мастерит прекрасные макеты церквей. Он уже на втором курсе, много знает и отлично учится. У ингушских ребят все получается трудно. Вернее сказать, совсем не получается. Об этом свидетельствуют их "двойки" и, как следствие, прогулы. Но разве это кого-то в университете интересовало? Может, тогда к ним прибежали кураторы, преподаватели или, скажем, представители диаспоры? Нет. Только когда прозвучал гром, все спохватились.

    Теперь в университете сами подтверждают, как мало внимания оказывалось приезжим студентам. Комендант общежития Ливан Дарсания утверждает, что у них не бывает конфликтов, тем более, межнациональных. Коменданта уволили после этих событий первым. Проректор по воспитательной работе Алексей Бескопыльный получил выговор.

    Комментарии

    Правозащитник Витольд Абанькин:

    - У нас жители Кавказа ведут себя так из-за обостренного чувства собственного достоинства, понимаемого по-своему, например, мужчины не должны мыть полы. С ними безусловно нужно было проводить работу. В университете оправдываются тем, что "сигналов не было", а мне говорили, что были, и родители писали. Надо всем, особенно лидерам, быть в курсе всего и решение принимать не когда случилось, а раньше. А для этого надо общаться, встречаться, беседовать. На Дону живут люди более 140 национальностей, оставить тлеющий огонек вражды между ними - мало не покажется никому. И победителей не будет.

    Антон Рыскин, 25-летний житель Ростова:

    - Всем надоела эта ситуация. Ведь это не первый случай. Нас возмущает и точка зрения администрации РГСУ. Почему они вначале вообще пытались представить дело так, что травмы Максим получил у себя в Семикаракорске, куда ездил на выходные? Главное - показать, что это случилось не на их территории, и институт не виноват?

    Обидно, что кто-то повернул  настроения всех, кто пришел помянуть Сычева, совсем в другую сторону. Студенты пришли сюда совсем по другой причине - поднять проблему незащищенности людей, независимо от их национальности. Неспособности найти правду в правоохранительной системе, у чиновников, которым легче свалить все на несчастный случай. Ведь то же происходит и в Кущевке - какие там кавказцы, там свои убивали своих.

    Вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань:

    - Хотелось бы знать, чем занимаются студенты после учебы. Мне кажется, что в ростовских общежитиях процветает дедовщина. Мы приняли решение проверить все общежития, какой в них микроклимат. Потому что есть вопросы к ним. В том числе и те, что граничат с Уголовным кодексом.

    Поделиться