08.12.2010 00:50
    Поделиться

    Частные фонды бесплатно ответят на вопросы будущих пенсионеров

    Негосударственные пенсионные фонды должны ежегодно информировать своих клиентов о том, как формируется накопительная часть их будущей трудовой пенсии, по запросу предоставлять документы и отчитываться о своей деятельности, а также бесплатно консультировать застрахованных по всем вопросам пенсионного страхования, в том числе и об изменениях в нормативной базе.

    Это лишь небольшая часть требований, которые предъявляются к НПФ новыми Типовыми страховыми правилами, которые публикуются сегодня в "Российской газете". Документ, утвержденный приказом минздравсоцразвития, очень важный - особенно для тех работников, кто решил доверить формирование своих пенсионных накоплений одному из негосударственных фондов. Не случайно в одном из пунктов документа прямо говорится, что фонд обязан "знакомить застрахованное лицо с настоящими Правилами и со всеми вносимыми в них изменениями".

    "Конечно, и до сих пор негосударственные фонды действовали по определенным правилам, - пояснил вчера "Российской газете" советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Олег Колобаев. - Но со времени утверждения правительством действующих правил прошло уже шесть лет, и в пенсионной системе произошло много изменений. Принята программа софинансирования пенсий, введено понятие материнского капитала и возможность использовать эти деньги для увеличения накопительной части пенсии. Все это учтено в новом документе".

    Действительно, документ четко проговаривает обязанности негосударственных фондов, участвующих в обязательном (государственном) пенсионном страховании, и фиксирует практически все моменты взаимоотношений будущего пенсионера и выбранного им НПФ.

    Из 157 НПФ, имеющих лицензию, на сегодняшний день в обязательном (государственном) пенсионном страховании участвуют 102 фонда, уточнил Олег Колобаев.

    При каких условиях заключается и, что не менее важно, может быть прекращен договор о пенсионном страховании? Как отвечает фонд по своим обязательствам? Как происходит инвестирование пенсионных средств, поступивших в фонд от клиента и его работодателя, и фиксируется прибыль? Как ведутся пенсионные счета? Ответы на все эти вопросы можно найти в документе.

    Большой упор в правилах сделан на то, чтобы обеспечить прозрачность работы частных пенсионных фондов. Так, НПФ обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности в средствах массовой информации. Они должны сохранять документацию по пенсионным счетам в течение всей жизни застрахованных и фиксированного срока после их смерти. Так же, как это делает государственный Пенсионный фонд, НПФ ежегодно в срок до 1 сентября направляет застрахованным информацию о том, каковы результаты инвестирования их средств, сколько денег в итоге зафиксировано на счете. Кстати, речь идет не только о деньгах, которые перевел в НПФ работник и его работодатель, но также о средствах материнского капитала в том случае, если застрахованный принял решение направить эту сумму на формирование накопительной пенсии.

    Кроме того, будущий пенсионер имеет полное право запросить у НПФ все интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Более того, отдельным пунктом в правилах оговорено, что НПФ обязан консультировать застрахованных, отвечать на их вопросы по обязательному пенсионному страхованию, причем совершенно бесплатно. То есть правила предоставляют клиентам НПФ все возможности получить полную и ясную картину того, как работает выбранный ими фонд.

    Застрахованный имеет право не только регулярно получать от НПФ информацию о всех расчетах с его деньгами, но и в случае несогласия требовать их исправить. Если спорную ситуацию не удается урегулировать непосредственно с работниками НПФ, правила предусматривают возможность обращения гражданина в суд.

    Отдельно прописана ситуация о том, что будет происходить, если НПФ по какой-то причине прекратит существование или сам застрахованный решит передать свои накопления другой организации. Будущему пенсионеру совсем не помешает знать, что если он, к примеру, захочет вернуть свои деньги в государственный Пенсионный фонд, по факту это произойдет далеко не сразу. Правила предусматривают, что НПФ обязан перевести накопления гражданина не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи заявления о переводе средств. Если же, скажем, фонд лишается лицензии, он обязан передать пенсионные накопления в течение трех месяцев после принятия решения об аннулировании.

    Отражен в документе и такой момент, как выплата негосударственными фондами пенсионных накоплений правопреемникам застрахованных лиц в случае их смерти.

    Документ публикуется

    на с. 19

    Поделиться