30.11.2010 00:34
    Поделиться

    Марина Селиверстова: Условия на Волге экстремальные, но не катастрофические

    Экологическая катастрофа на Волге - горячая тема средств массовой информации. Якобы река превращается в болото из-за критического понижения уровней воды в Куйбышевском водохранилище.

    Стоит ли на самом деле драматизировать ситуацию, и как обмеление водохранилища скажется на экономике  регионов, располагающихся на Средней и Нижней Волге, мы решили выяснить у руководителя Росводресурсов Марины Селиверстовой. В беседе принял участие и эксперт в области регулирования режимов работы водохранилищ - директора ФГУП "Центр регистра и кадастра" Росводресурсов Сергея Беднарука.

    РБГ: Марина Валерьевна, насколько все-таки распространяемая информация о катастрофической водохозяйственной обстановке на Куйбышевском водохранилище соответствует действительности?

    Марина Селиверстова: Чтобы  дать читателям возможность самим разобраться,  приведу ряд цифр и аргументов, объективно характеризующих ситуацию. Водохозяйственная обстановка, как в зоне Куйбышевского водохранилища, так и в целом по Волжско-Камскому каскаду водохранилищ, в части уровней и запасов воды в водохранилищах, а также попусков воды из них, полностью соответствует проектным показателям, требованиям и ограничениям действующих правил использования водных ресурсов водохранилищ (Правила) для сложившихся в течение 2010 года гидрометеорологических условий.

    А условия сложились экстремальные. 2010 год войдет в историю как один из пяти наиболее засушливых лет за весь период существования каскада водохранилищ на Волге, начиная с 1959 года. Суммарный годовой приток воды в водохранилища каскада в этом году будет на 55-57 кубокилометров меньше средней величины за указанный период (265 кубокилометров). В отдельные водохранилища в некоторые месяцы текущего года приток воды был на 50 - 70% ниже нормы. Более низкий суммарный приток воды за год наблюдался только в 1967,  1973, 1975 и 1996 годах.

    В то же время запасы воды в водохранилищах и попуски воды из них, водохозяйственная обстановка и в зонах отдельных водохранилищ, и в целом по каскаду соответствуют Правилам, сложившимся природным условиям, а ситуация является абсолютно управляемой и  не может характеризоваться как катастрофическая.

    Сергей Беднарук:  Водохранилища проектируются и создаются для перераспределения естественного речного стока в интересах всего хозяйственного комплекса. Главная задача водохранилищ - в сглаживании неравномерного естественного стока за счет использования их так называемого полезного объема. При этом для всех условий водности в расчетных пределах гарантировано (с нормативной надежностью) с учетом приоритетов различных отраслей хозяйства по сезонам обеспечиваются некоторые минимальные условия водопользования.

    Полезный объем любого водохранилища представляет собой регулирующую призму, заключенную между минимально допустимым уровнем водохранилища - "уровнем мертвого объема", и максимальным уровнем воды, до которого заполняется водохранилище в нормальных условиях - "нормальным подпорным уровнем". Использование полезного объема представляет собой непрерывную последовательность заполнений водохранилища в периоды повышенной водности (весеннее половодье) и опорожнения ("сработки") его в периоды пониженной водности (лето и зима). При наполнении водохранилища уровни воды в нем повышаются, а при сработке - снижаются.

     Следует отметить, что степень использования полезного объема водохранилищ может быть разной в зависимости от гидрометеорологической обстановки. В многоводные годы для удовлетворения всех хозяйственных, санитарных и экологических требований достаточно некоторой части полезного объема, а в маловодные годы возникает необходимость полного использования всей регулирующей емкости и, соответственно, снижения уровней воды вплоть до минимальных проектных отметок.

    Ситуация, сложившаяся в настоящее время на каскаде, не уникальна. Аналогичная ситуация последний раз имела место в ноябре 1995 года. Отличие - наполнение нижневолжских водохранилищ тогда было несколько выше, а верхневолжских - существенно ниже. В ноябре 1975 года уровни воды в Куйбышевском водохранилище были более низкими, и запасы воды в целом по каскаду были существенно меньше, чем сегодня.

    Селиверстова: Действительно, приходится констатировать, что природный сток крайне неравномерен и изменяется от года к году. В многолетнем разрезе наблюдаются серии лет, когда средние величины годового стока превышают норму, за которыми следуют ряд лет со средней водностью ниже нормы, что дает основание говорить о цикличности речного стока.

    В бассейне Волги с конца 1970-х до начала 2000-х   годов наблюдался многоводный период, когда объемы годового стока в подавляющем большинстве лет превышали норму. Соответственно, с учетом ряда других факторов, потребность в использовании всей полезной емкости водохранилищ каскада снизилась. Фактическое ее использование по сравнению с начальным периодом функционирования каскада, который пришелся на маловодный период 1960-х - 1970-х годов, уменьшилось почти в 2 раза.

    То есть последние два десятилетия минимальные уровни воды в водохранилищах каскада и попуски воды из них в среднем были заметно выше, чем допускается в качестве минимальных гарантированных проектом и правилами использования водохранилищ. К этому привыкли, стали считать такое положение нормой. Это позволяло еще и "экономить" на различных эксплуатационных и даже капитальных мероприятиях, необходимых для поддержания водохозяйственной и водоохранной инфраструктуры в надлежащем техническом состоянии.

    Но после 2005 года в гидрологической обстановке произошли изменения, стали наблюдаться явные признаки наступления маловодного периода. Возникла необходимость большего использования полезного объема, дополнительного снижения уровней воды водохранилищ и уменьшения попусков воды из них в отдельные периоды года (в пределах, предусмотренных проектом и правилами). Вероятно, все это и  вылилось в разговоры об "экологической катастрофе".  

    РБГ: Все-таки давайте разберемся, что считать экологической катастрофой? Какими должны быть уровни воды в водохранилище?

    Селиверстова: Современное российское законодательство понятия "экологическая катастрофа" не содержит. Для справки, в рекомендациях Росгидромета говорится, что под "экологической катастрофой понимается экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды". Действительно, есть  факт - понизились уровни воды в водохранилище и на устьевых участках рек впадающих в него, оголилась береговая полоса, угнетены часть водной фауны и флоры. Насколько это необратимо? Эти явления, как показывают ряды наблюдений,  носят периодический  временный,  и с изменением гидрологической ситуации устраняемый характер. Но нужно задаться вопросом, что было бы при отсутствии водохранилищ  в условиях маловодья или засухи, когда по причине нехватки объемов воды  миллионы людей остались бы без воды для питьевых и хозяйственных нужд, в моем понимании такая ситуация больше отвечает признакам катастрофы. В таком контексте ¬ понижение уровня  в пределах, установленных действующими правилами, в управляемом режиме, постепенно, с заблаговременным уведомлением всех органов исполнительной власти - это обычное регулирование речного стока  водохранилищами. В инженерном и юридическом смыслах  никакого обмеления водохранилища нет - есть плановое использование его водных ресурсов  в пределах возможных объемов (проектной призмы регулирования).

    Беднарук: В действительности  же сработка водохранилищ обнажила катастрофическое состояние их  берегов - результат многолетнего нашего общего безответственного отношения  к сохранению водных объектов.

    РБГ: Но нельзя ли было обойтись без снижения уровня того же Куйбышевского водохранилища?

    Селиверстова: Простой пример  - у вас полная чашка воды и нужно напоить ею всех домочадцев. Всем по глотку и чашка почти пуста. Уровень изменился? Долить можно, если есть чем и откуда. Так и в каскаде водохранилищ. Несмотря на самый низкий за последние 15 лет приток, в этом году водохранилища каскада выполнили и продолжают выполнять свои задачи по гарантированному обеспечению условий (подчеркну - условий!) водопользования.

    Весной, в период половодья, были созданы необходимые запасы воды в водохранилищах. В частности, полезный объем Куйбышевского водохранилища к началу лета был заполнен на 79% (в ходе весеннего половодья он заполнялся и на 100%). 11  процентов были потрачены на выполнение ежегодного специального весеннего попуска в низовья Волги, осуществляемого в соответствии с Правилами, в интересах сельского и рыбного хозяйства (т.е. по существу, в экологических целях) по установленному графику.

    В течение исключительно жаркого лета 2010 года накопленные запасы постепенно и максимально экономно расходовались для обеспечения водоснабжения, судоходства, сельского хозяйства, поддержания благоприятной санитарной и экологической обстановки на всей Нижней Волге до Каспийского моря.  В результате, к настоящему времени запасы воды в Куйбышевском водохранилище снизились до 37% его полезного объема, а уровни воды в нем - до  минимальных отметок, регламентированных Правилами, по условиям судоходства (навигация на Волге завершается в ноябре).

    Таким образом,  в течение наиболее маловодных пяти месяцев этого года в условиях практически полного отсутствия притока водохранилища каскада обеспечили условия водопользования в гарантированных величинах,  в результате чего и произошло снижение уровней воды в них.

    РБГ: Из-за маловодья лимиты для водопользователей были сокращены?

    Селиверстова: Несмотря на засуху, ни один лимит не был пересмотрен.  Все они  были удовлетворены в полном объеме.  

    РБГ: Получается, что даже в условиях засушливого лета все сработало так, как и должно быть…

    Селиверстова: Отчасти. Если судить по отзывам населения и средствам массовой информации - не совсем все. Не сработала так, как должна была сработать, инфраструктура, обеспечивающая подачу воды непосредственно населению, а также органы, ответственные за  ее надлежащую эксплуатацию.

    Беднарук: Все дело в ненадлежащем техническом состоянии водозаборных сооружений, водопроводящих трактов и сетей.

    В некоторых регионах видимо считают, зачем чистить ремонтировать - тратить средства. Проще надавить сверху (через обращения к Президенту, Правительству, Федеральному собранию, а также через СМИ)  - и дадут воды столько, сколько нужно, фактически, - для покрытия результатов   собственной бездеятельности.

    РБГ: То есть вы считаете, что здесь превалирует местечковый интерес?

    Беднарук: Мой двадцатилетний опыт участия в регулировании режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада  говорит, что очень часто это именно так.

    РБГ: Почему о проблеме в Волжском бассейне заговорили сейчас, в конце осени? Если ситуация осложнилась еще летом, в период засухи, в условиях длительного маловодья.

    Селиверстова: О реальных   проблемах агентство говорит уже не первый год, в том числе и в  СМИ. Вы помните, что еще в конце июля в вашей газете был наш материал о  напряженной обстановке на Волжско-Камском каскаде, о том, что принято решение об ужесточении в рамках установленных правилами режимов работы гидроузлов  в целях экономии водных ресурсов для обеспечения гарантированных объемов водопользования. Предупреждали и о том, что режимы экономии осложнят работу целого ряда имеющихся в регионах водозаборных сооружений, не подготовленных надлежащим образом к работе в  условиях пониженной (относительно прошлых лет) водности, с которыми мы все столкнулись в этом году. Работа эта носила развернутый характер - мы проводили представительные совещания  в самом агентстве с участием заинтересованных органов исполнительной власти,  выезжали в субъекты РФ. К сожалению, наши предупреждения не всеми были услышаны.

     "Цыплят по осени считают" - тот, кто  своевременно выполнил все необходимые мероприятия, работает устойчиво, бесперебойно обеспечивая водой и население, и объекты экономики, независимо от гидрологических условий.  А кто-то "сэкономил" и пытается продолжать "экономить", требуя на покрытие своей "экономности" или нерасторопности дополнительных объемов воды . А вода до наступления половодья 2011 года может быть предоставлена только в ущерб тем, кто живет ниже по течению. Такая "Экономия" превращается в перебои в водоснабжении, снижение качества предоставляемых услуг и, как следствие - в экстренные финансовые затраты.

    РБГ: Как обмеление водохранилища сказалось и еще может сказаться на экономике регионов, находящихся на Средней и Нижней Волге?

    Селиверстова:  Еще раз хочу отметить, что  обмеления водохранилищ нет. Уровни воды во всех водохранилищах находятся в пределах отметок, установленных Правилами для этого периода года.

    Что касается наличия и доступности объемов воды в водохранилищах для целей водоснабжения, то ситуация является штатной и не должна отразиться на экономике регионов, водозаборные сооружения которых соответствуют техническим требованиям и параметрам водопользования, установленным Правилами использования водных ресурсов водохранилищ. Воды гарантированно хватит для водообеспечения, в установленных объемах. Возможное увеличение затрат в отдельных регионах на водоподъем воды  для систем водоснабжения должно было быть предусмотрено для всех условий, являющихся штатными, и может быть только следствием несвоевременного выполнения обязательных эксплуатационных мероприятий.

    Этой зимой будут, вероятно, введены ограничения только на использование всего полезного объема водохранилищ для гидроэнергетики. В этом случае будет иметь место снижение зимней выработки электроэнергии на ГЭС каскада примерно четверть по сравнению с прошлой зимой, что вызовет необходимость дополнительной загрузки мощностей тепловых и атомных электростанций.

    РБГ: А кто может повлиять на Волжско-Камский каскад?

    Селиверстова:  Вы хотите спросить, кто может управлять режимами наполнения и сработки водохранилищ каскада? Сегодня, в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ, это Федеральное агентство водных ресурсов.

    Росводресурсы не являются ведомством, представляющим интересы какой-то одной отрасли хозяйства, отдельного региона или группы регионов страны. Наша задача - гарантировано, с нормативной надежностью, обеспечить, во-первых, условия для безопасного функционирования гидроузлов и водохранилищ каскада и, во-вторых, условия для водообеспечения населения и экономики, за счет использования регулирующих емкостей водохранилищ.  

    Решая эту задачу, мы должны всех выслушать, все просчитать и принять единственно правильное и сбалансированное решение, которое позволит по возможности удовлетворить потребности всех участников водохозяйственной деятельности.

    Для этого при Росводресурсах создана и постоянно действует межведомственная оперативная группа, в которую входят представители целого ряда министерств и ведомств, бассейновых водных управлений Росводресурсов, субъектов РФ, крупных акционерных обществ. Группа вырабатывает рекомендации по режимам работы гидроузлов каскада. Рекомендации вырабатываются на основании рассмотрения результатов расчетов режимов работы каскада, регулярно (как минимум, каждые 5-10 дней) выполняемых по заказу Росводресурсов ФГУП "Центр Регистра и кадастра". Последнее заседание комиссии состоялось 11 ноября этого года.

    Все указания Росводресурсов по режимам работы гидроузлов Волжско-Камского каскада, а также других крупнейших водохозяйственных систем России незамедлительно публикуются на сайте агентства. С фактическим состоянием водохранилищ и рек России на текущий момент времени, а также за последние 10 лет можно ознакомиться на сайте "Центра Регистра и кадастра".

    То есть вся информация о принимаемых управленческих решениях и их исполнении в любой момент доступна не только для заинтересованных ведомств и организаций, но и для СМИ, и для каждого гражданина России, имеющего доступ в Интернет.

    И в заключение еще раз хочу сказать - "катастрофа отменяется" - воды и в Куйбышевском, и в остальных водохранилищах каскада   до следующего половодья  хватит!

    Поделиться