29.11.2010 00:29
    Поделиться

    Николай Лямов: Программа "народный гараж" проблемы автостоянок решить не может

    Вице-мэр Николай Лямов на "Деловом завтраке" "РГ": Что будем реально делать со столичными пробками?

    Пробки на дорогах, которые, по выражению мэра Москвы Сергея Собянина, уже достали москвичей, подтолкнули новое правительство Москвы к конкретным действиям. Это по его инициативе в городе сейчас ведется конкретный анализ сложившейся транспортной ситуации и поиск выходов из нее.

    О первых шагах столичных властей по вызволению мегаполиса из заторов рассказал в своем первом интервью СМИ вице-мэр Москвы по развитию транспорта и дорожному строительству Николай Лямов, которое он дал в ходе "Делового завтрака" в "РГ".

    Российская газета: Николай Сергеевич! Одиннадцать страниц занимает только план первоочередных мероприятий правительства Москвы. Да сейчас еще общественность добавит. Не боитесь, что утонете в бумажной работе?

    Николай Лямов: Нет. Мы точно знаем, чего хотим, а главное, как этого добиться. Это станет ясно, если внимательно вчитаться в план первоочередных мероприятий, выложенных на сайт правительства Москвы. Его можно поделить на две части. Первоочередные меры - это те, которые должны быть реализованы в 2011-2012 годах. Одни из них носят в основном организационный характер, другие невозможно реализовать без определенного финансирования. К реализации их, можно сказать, мы приступили. В частности, уже подыскиваются площадки под перехватывающие парковки и вообще парковки для транспорта по всей столице. Программа "народный гараж", которой до сих пор занимался город, слишком узкая и проблемы обеспечения автомобилей автостоянками в целом решить не может. Наука утверждает, что каждый автовладелец должен иметь по три парковочных места - у дома, на работе и в местах общего пользования. В Москве же и по одному машино-месту имеют меньше трети авто.

    Появление быстровозводимых паркингов сократит количество машин, стоящих на проезжей части.

    Параллельно с этим приступим к расширению перекрестков, строительству подземных и надземных пешеходных переходов, что позволит организовать бессветофорное движение, а также к сооружению заездных карманов для общественного транспорта и т.д.

    Все это так называемые локальные мероприятия, которыми по требованию мэра уже в 2011 году должно быть охвачено не менее 300 объектов. Их отличие в том, что при затрате минимальных средств из бюджета отдача часто даже больше, чем от инвестиций в крупномасштабные проекты.

    Не менее важны меры нормативно-правового и административного характера. Они быстрого эффекта не дадут, но зато создадут необходимую базу для решения транспортных проблем и их предотвращения в будущем. Это относится к изменению нормативов строительства, обеспечению возможности регистрации легких ДТП в течение 30 минут с момента поступления сигнала о них в ГИБДД, постепенному введению ограничений на въезд в город грузового транспорта и др.

    РГ: Что показала недавно проведенная проверка дорог?

    Лямов: Рабочая группа в составе представителей Москвы, Московской области и Минтранса России проанализировала состояние трасс, законность имеющихся примыканий, пересечений, автостоянок... Словом, все то, что и тормозит движение в городе. Увы, выводы неутешительные: вдоль одной МКАД выявлено более 900 различных нарушений. Объединение административных инспекций вручило большинству владельцев торговых центров, рынков, АЗС и других предприятий, расположенных вдоль кольцевой, предписания на устранение этих нарушений.

    РГ: А если не захотят?

    Лямов: Не хотелось бы прибегать к жестким мерам в наведении порядка, поэтому будем стараться договариваться. Но если нас не услышат, придется подъезд к их предприятиям перегородить металлическим ограждением.

    РГ: На чьи деньги будет производиться расшивка узких мест?

    Лямов: Хозяев торговых центров.

    РГ: Николай Сергеевич, пройдет два года. Что изменится для москвичей на столичных дорогах города?

    Лямов: По оценке экспертов, пропускная способность трасс должна вырасти на 20 процентов. Но только в случае именно комплексного подхода к решению проблемы.

    Очень важно навести порядок с общественным транспортом. Люди пересядут на него с личных автомобилей лишь тогда, когда он будет ходить по расписанию и не уступит им по комфорту.

    РГ: Пока москвичи видели такое только за рубежом.

    Лямов: Что сейчас происходит в Москве? Идет большой автобус, его обгоняет маршрутка, которая движется по этому же маршруту. Вместо того чтобы, имея малую вместимость, быть более комфортной, а значит, и стоить процентов на 30-50 дороже для тех, кто готов платить за комфорт, она просто забирает первой на остановке платного пассажира и дальше вперед, по тротуару, через дворы...

    РГ: Значит, все-таки повысите цены на маршрутки?

    Лямов: На коммерческий транспорт, каким он является, плату устанавливает не город, а его владельцы. Задача правительства Москвы состоит в том, чтобы устранить перекосы на дороге. В конечном счете мы должны выйти на формулу: одна фирма - один маршрут. Пассажиру на остановке должно быть все равно, какой транспорт подошел первым, - городской или коммерческий. Если у автобуса появится выделенная полоса, то он не уступит в скорости маршрутке. Одна такая полоса в дополнение к существовавшей на Волоколамке сделана уже на проспекте Андропова, мы скоро ее запустим. Затем в ближайшее время еще три. Кстати, выделенными полосами вполне могут стать и трамвайные пути после реконструкции, если рельсы утопить в асфальт. Когда полос будет много, автобус станет более привлекательным.

    РГ: Трамваю, значит, места в городе совсем не останется?

    Лямов: Напротив, мы с мэром Сергеем Семеновичем Собяниным всячески поддерживаем общественное движение "Москвичи за трамвай" в том, что этот экологически чистый вид транспорта нужно развивать. Но в современном варианте, со скоростным трамваем - бесшумным, низкопольным, на резиновых колесах, маршрутная сеть для которого сейчас разрабатывается в городе. Он может снизить перегруз, который испытывает столичный метрополитен. Если москвичи будут знать, что в его вагонах так же тепло и уютно, как в подземке, а ходит он так же быстро и по расписанию, я уверен, они охотно пересядут на скоростной трамвай. Москомархитектура, в частности, уже рассматривает вопрос его пуска по шоссе Энтузиастов, откуда трамвай можно будет бросить километров на 15 за МКАД, на территорию города Балашихи. Там огромный пассажиропоток и идеальные условия для движения - прямая как стрела магистраль. Еще одна линия должна привести скоростной трамвай в поселок Северный.

    РГ: Недавно СМИ сообщили, что городские власти намерены снять турникеты в общественном транспорте.

    Лямов: Предложений на этот счет от москвичей поступает много, так как валидаторы задерживают посадку пассажиров. В 2011 году весь городской транспорт должен быть оснащен системой ГЛОНАСС, что позволит вести учет пассажиров и без турникетов.

    РГ: Про такси не забыли? Дойдут ли у власти руки наконец до группировок бомбил, которые в каждом районе свои?

    Лямов: В Москве, по моим данным, работают сейчас 34 тысячи такси, и лишь 4 тысячи из них - узаконенные, остальные - ребята, которые спрашивают, как проехать на эту улицу. Вместе с Санкт-Петербургом мы думаем над тем, как поменять правовую базу, чтобы в будущем это стало в принципе невозможно. Я считаю, что Москва должна иметь квоту на такси. Скажем, образовалось сейчас стихийно 34 тысячи машин для извоза - пусть будет 34 тысячи. Но 34 001-е уже появиться не может, как в Лондоне, например. Почему? Потому что у каждой из машин свой пожизненный номер, он продается предпринимателю и залоговая стоимость его чуть ли не 300 тысяч фунтов. Номер можно перепродать, передать по наследству. Но поменять невозможно, даже с машиной. Для того чтобы сохранить право работы в такси, нужно строго соблюдать существующие в нем правила. Скажем, если по графику водитель должен работать три дня в неделю - вторник, четверг и субботу, то в пятницу он никогда на трассе не появится. Если же нарушит правило, то полиция отнимет номер. Для того чтобы ввести эту или любую другую систему управления такси и в целом общественным транспортом, такое право субъекту Федерации должен дать закон. Уж если орган местного самоуправления несет ответственность за транспортное обслуживание населения, то пусть он и решает, как это делать.

    РГ: Когда эвакуаторы будут очищать проезжую часть от неправильно припаркованных машин не только на Тверской, ведь находятся автомобилисты, которые бросают авто прямо на перекрестке, тормозя движение сразу на нескольких улицах?

    Лямов: На каждый перекресток милиционера не поставишь. Пока штраф за незаконную парковку 100 рублей, трудно что-нибудь изменить. Ну, выпишет инспектор ГИБДД добросовестно квитанцию нарушителю, а тот считает, что за сотню он купил себе это место на весь день.

    РГ: Штраф был 50 рублей, сейчас его подняли вдвое.

    Лямов: Это не решает вопроса, как и увеличение штрафа за выезд на выделенную полосу для общественного транспорта со 100 рублей до 300.

    РГ: А каким, по-вашему, он должен быть?

    Лямов: Минимум тысяча рублей. Вместе с минтрансом и Московской областью мы отрабатываем свои предложения на этот счет в пакете документов, касающихся нормативно-правовой базы, которые будут направлены в Госдуму. Но чтобы люди не бросали машины где попало, надо сначала предложить им цивилизованное решение, а значит, построить паркинги, перехватывающие парковки, о которых я уже говорил.

    РГ: Мэр потребовал произвести состыковку подмосковных и столичных дорог по количеству полос движения. Известно, что из 17 основных магистралей совпадают по ширине только 8. Насколько это реально? Дороги-то проходят не по пустыне.

    Лямов: Это действительно одна из ключевых задач, стоящих перед нами. Возможностей для этого не так уж и мало. Одних только ЛЭП по городу проходит 300 километров. Если убрать высоковольтные линии под землю, территория освободится.

    РГ: А есть еще масса улиц, перегороженных по прихоти разных организаций. Вот, например, параллельно с нашей улицей Правды проходит Бумажный проезд, у нас вечная пробка, а там дорогу перекрывает шлагбаум.

    Лямов: Над этим мы тоже работаем. Удивительные вещи вскрываются. Например, на пересечении с Дмитровским шоссе построили рынок и отрезали от выезда на магистраль целый жилой поселок. Жители вынуждены круги нарезать, чтобы попасть домой. Сейчас освобождаем их. А где-то дороги придется расширять с помощью эстакад, тоннелей.

    РГ: В редакции проходил совет экспертов. Прозвучало и предложение сделать проколы под железнодорожными путями, которые откроют прямую дорогу в соседние районы, и автомобилистам не придется ехать в центр для того, чтобы попасть на другую магистраль.

    Лямов: Эта мера тоже значится в числе первоочередных.

    РГ: Что еще предполагается сделать для синхронизации движения столицы и области?

    Лямов: Уже в будущем году создадим единый центр управления движением. Он поможет реально отслеживать ситуацию на дорогах региона и информировать водителей и пассажиров о возможных затруднениях и путях объезда. Отрегулируем светофоры. Создадим также единый диспетчерский центр управления общественным транспортом. Вместе с правительством Подмосковья будем продвигать проект ЦКАД - это позволит разгрузить МКАД от большегрузного транспорта.

    РГ: Вы предлагаете запретить въезд грузового транспорта днем в Москву. Не обернется это повышением цен на товары?

    Лямов: Во всем мире завоз осуществляется по ночам. Почему у нас днем? Только потому, что склады ночью не работают. Но водители-то все равно ночью к ним подъезжают, чтобы не мучаться в утренних пробках, и ночуют у дверей, ожидая, когда появится кладовщик. Разве это нормально? И вообще я должен заметить, что какие-то неудобства у москвичей в любом случае появятся. Расширение дороги - неудобно, строительство паркинга - неудобно. Но что-то же делать все равно нужно!

    РГ: Программа развития Московского транспортного узла, разработанная минтрансом еще в 2008 году и которую сейчас решено актуализировать, как вы недавно заявили, стоит 4 триллиона рублей, то есть четыре годовых бюджета Москвы. Получается, что ее реализация очень растягивается во времени даже при условии, что город и дальше, как и в будущем году, будет вдвое с лишним наращивать транспортные расходы.

    Лямов: До сих пор мы вели речь о первоочередных расходах. Но второй не менее важной частью являются долгосрочные мероприятия, которые лягут в основу стратегии развития транспортной системы города. Их реализация, естественно, потребует времени. И я надеюсь, расходов не только из бюджета города, но и привлечет инвестиции. Предложений на этот счет поступает немало. Есть очень интересные. Например, позвонил предприниматель из Владивостока и рассказал, что пешеходные переходы у них в городе понастроил именно бизнес. Прокладывает его фирма над дорогой, а стены использует потом под рекламу. В итоге пешеходам обеспечена безопасность, а проектам - окупаемость.

    РГ: Президент РФ на Госсовете как-то задал вопрос: почему в Москве дороги так дороги? С тех пор много времени прошло, но что-то никто так и не сказал о том, будут ли они строиться дешевле?

    Лямов: Слышали, что мэр сказал по поводу метро в Москве? Его прокладка должна стать как минимум на 20 процентов дешевле. Относится это и к автомобильным дорогам. Тем, кому это не под силу, предложено написать заявление об увольнении. Ну а обоснованность расходования бюджетных денег метрополитеном, как известно, проверяет Счетная палата.

    О чем был разговор
    • Паркинги сократят "дикие парковки" на проезжей части
    • Параллельно с этим город приступит к расширению перекрестков, строительству пешеходных переходов
    • Регистрация легких ДТП не должна тормозить движение более 30 минут
    • Въезд в город грузового транспорта будет ограничен
    • По выделенным для общественного транспорта полосам автобус будет ходить по расписанию
    Документы

    Перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем столицы, выложенный городскими властями на сайте правительства Москвы для публичного обсуждения, на этой неделе приобретет статус документа. Что же предлагают специалисты, а также рядовые жители Москвы и регионов страны для вызволения Москвы из пробок?

    Российская газета: Николай Сергеевич, правда, что на план, выложенный правительством Москвы, москвичи отреагировали так бурно, что сайт рухнул в первый же день? Какая судьба ждет поступившие предложения?

    Николай Лямов: Предложений поступает тысячи. Для того чтобы высказать свое мнение по вопросу, который действительно волнует каждого жителя города, могли все желающие, мы создали специальный форум. Самые интересные предложения дополнят план мер правительства. Но произойдет это после того, как каждое из них будет подвергнуто экспертизе. Возглавит эту работу экспертный совет, который сейчас формируется. В его состав войдут ведущие специалисты в области транспортной инфраструктуры, ее взаимодействия с другими городскими системами, управления движением, общественного транспорта и других структур.

    Электронный адрес, по которому можно высказать свои предложения по борьбе с пробками: http://forum.mos.ru

    Дороги

    Где и сколько времени теряют московские автомобилисты

    В рейтинг самых проблемных узких мест в дорожной сети Москвы попали 30 так называемых "бутылочных горлышек", где автомобилисты обречены стоять от 20 минут до более получаса. Карта с обозначениями этих точек стала результатом исследования сервиса "Яндекс. Пробки".

    В нем принимали непосредственное участие автомобилисты - они передавали данные о своем передвижении на конкретных участках дороги.

    Выбирались те места, перед которыми машины не менее получаса движутся по-черепашьи, со скоростью не выше 10 км в час, а потом резко - раза в три - прибавляют скорость и с ветерком едут на протяжении трех километров. Большинство московских "бутылочных горлышек" устроено примерно одинаково: несколько потоков машин сливаются в один, общее число полос уменьшается. Зачастую ситуация осложняется нарушениями правил дорожного движения и неудачным расположением остановок общественного транспорта. Вот, например, на развязке Волоколамского шоссе после канала имени Москвы по утрам три потока (8 полос) сливаются в один (3 полосы), потом к ним добавляется поток с улицы Габричевского. А около станции метро "Текстильщики" десять полос движения сливаются в трехполосный Волгоградский проспект. Плюс сложная развязка, въезд в торговый центр, остановки общественного транспорта. Светофор подолгу держит зеленый свет для движения прямо и накапливается много желающих повернуть на Люблинскую улицу. 32 минуты простоя водителям обеспечены.

    Причинами перепада скоростей до и после узкого места становятся не только сложные перекрестки, но и неправильная или стихийная парковка, светофор, ремонт дороги, сужение... Например, на Нижегородской улице под железнодорожным мостом помехой движению является опора моста.

    "Яндекс. Пробки" изучал узкие места в течение 10 будних дней. Как выяснилось, в утренние часы пик (с 7.00 до 10.00) и в вечерние (с 18.00 до 21.00) эти списки различаются, что и понятно: по утрам основной поток движется из области в центр, а вечером - обратно. Например, по утрам "бутылочное горлышко" образуется на пересечении Волгоградского проспекта и Люблинской улицы. Здесь, перед перекрестком, автомобили едва тащатся - около 3 км в час, а после него набирают скорость до 20 км в час. Каждый водитель теряет здесь 32 минуты своего времени. Вечерами самым проблемным участком становится Ленинградское шоссе перед МКАД - тут машины застревают в среднем на полчаса.

    Аналитики выделили по 15 "бутылочных горлышек" - утренних и вечерних, которые нанесли на карту. По каждому дали подробное объяснение, из-за чего тут возникают пробки. А зная причины, проще найти решение. Возможно, карта послужит подсказкой для реализации "плана Собянина", целью которого является ликвидация пробок.

    Подготовила Ольга Нестерова

    30 "бутылочных горлышек" Москвы

    Поделиться