23.11.2010 00:45
    Поделиться

    Павел Басинский: Одним из ключевых моментов проповеди Толстого был мотив неосуждения

    На страницах газет и по телевидению в последние дни звучали обвинения Льва Толстого в том, что он является одним из разрушителей России. Но я так и не понял, что конкретно сделал писатель, какие его идеи "принесли несчастье народу"? Все обвинения вокруг да около. Ну и что из того, что Лев Николаевич - "зеркало русской революции"? Неужели не будь Толстого - не было бы и революции?

    Сергей Митрофанов,

    г. Калуга.

    На вопрос читателя отвечает редактор отдела культуры "РГ", автор книги "Лев Толстой: бегство из рая" (М.: АСТ, 2010) Павел Басинский.

    Последнее незавершенное произведение Толстого называлось "Нет в мире виноватых". А одним из ключевых моментов проповеди Толстого (если можно называть "проповедью" его мучительные и очень одинокие поиски истины) был мотив неосуждения. С этого начинается его книга "Путь жизни", которую можно считать сводом мыслей Толстого о мире, о людях, о вере, о Боге. Перечисляя грехи, которые терзают людей, он пишет: "И худшие из всех грехов, грехи разъединения с людьми, зависти, страха, осуждения, враждебности, гнева, вообще - недоброжелательство к людям".

    Теперь напомню, что в реальности писал о позднем учении Толстого тот самый "вождь большевиков", который якобы "чрезвычайно ценил именно это направление деятельности Л.Н. Толстого": "...всякая попытка идеализации учения Толстого, оправдания или смягчения его "непротивленства", его апелляций к "Духу", его призывов к "нравственному самоусовершенствованию", его доктрины "совести" и всеобщей "любви", его проповеди аскетизма и квиетизма и т. п. приносит самый непосредственный и самый глубокий вред".

    Можно привести немало цитат из статьи Ленина "Лев Толстой как зеркало русской революции", которая была откровенно издевательской статьей по отношению к учению Толстого. Все в Толстом раздражало Ленина! И то, что он ел "рисовые котлетки", и то, что "юродствовал во Христе", будучи барином. Впрочем, и странно было бы услышать слова солидарности с Толстым от человека, который называл религию не иначе как "труположеством". От человека, который отдавал распоряжение на места расстреливать священников в наибольшем количестве, используя момент, когда прихожане умирают от голода и поэтому не могут этим расстрелам помешать.

    Впрочем, в разрушении России так или иначе были виновны все, кто жил в России перед революцией и даже раньше. Народ и интеллигенция, церковь и государство, писатели и проповедники. Скажем так: наши предки не смогли удержать Россию на краю пропасти. Не смогли противостоять натиску разрушительной энергии, которая всегда таится в людях. Это общая вина или, лучше сказать, беда наших предков. Среди которых был Лев Толстой. Из тысяч людей, которые интересовались его взглядами, одни уходили в революцию, другие - в "толстовство", третьи, как Михаил Новоселов, возвращались в лоно церкви и даже становились святыми мучениками. Просто вокруг Толстого собирались самые чистые, самые искренние, самые идеалистически настроенные люди, а уж куда их потом вело, зависело от них самих и в немалой степени от обстоятельств их личной судьбы.

    Все-таки я не знаю конкретных имен палачей и провокаторов, которые бы вышли из недр "толстовства". Я знаю имена Чехова и Горького, Новоселова и Черткова, Александры Толстой и Валентина Булгакова и многих, многих других, перечисление имен которых заняло бы слишком много места. Все эти люди в известные моменты своей жизни увлекались идеями Толстого, затем либо отказывались от них, либо развивали их в какие-то новые убеждения, либо оставались "толстовцами". Некоторые из них, как Максим Горький, да, участвовали в революции и даже затем трагически принимали участие в сталинской политике. Но как раз толстовские идеи им меньше всего способствовали на этом пути. Наоборот, мешали. Того же Горького они заставляли сопротивляться политике большевиков в 1917-1921 годах, а в конце 20-х - начале 30-х годов по мере сил вызволять людей из сталинских тюрем и лагерей. Этим же занимался и самый пламенный из "толстовцев" Владимир Чертков.

    Я искренне не понимаю, в чем конкретная вина Толстого перед Россией, кроме нашей общей перед ней вины? В том, что он своими ранними произведениями воспитал тысячи и тысячи русских мальчиков и девочек, которые отождествляли себя с Петей и Наташей Ростовыми? Но эти мальчики умирали за Россию на фронтах, а девочки шли в сестры милосердия. В том, что Толстой вступил в конфликт с Церковью? Но с ней, увы, вступали в конфликт очень многие порядочные и честно мыслящие люди конца XIX - начала ХХ века. С какой Церковью конфликтовал Толстой? Разве с теми людьми, которые сопротивлялись власти атеистов в 20-30-е годы и шли за это в тюрьмы и на смерть? Среди этих людей была его собственная дочь Александра, среди них был бы и он сам, если бы дожил до этого кошмара. Но Толстой конфликтовал с той Церковью, о которой ее же представитель отец Сергий Булгаков писал: "... вместе с тем это остается все-таки и нашей виной, нашим грехом, что мы не могли удержать в своей среде Толстого. Можем ли мы уверенно утверждать, что в нем проявился бы его антицерковный фанатизм, если бы вся церковная жизнь была иной?.. И потому не раздражение или озлобление, но покаяние и сознание всей своей виновности пред Церковью должно вызывать в нас то, что Толстой умер в отчуждении от Нее. Толстой оттолкнулся не только от Церкви, но и от нецерковности нашей жизни, которой мы закрываем свет церковной истины".

    Это слова бывшего марксиста, который стал религиозным философом и священником. Очень характерная фигура "рубежа веков". Эпохи "брожения умов". Эпохи кризисов - государственного, общественного, религиозного и, конечно, культурного. Эпохи, которая завершилась революцией и Гражданской войной. Да и завершилась ли?

    Поделиться