15.11.2010 00:10
    Поделиться

    Мосгордума предлагает ужесточить наказание за причинение вреда объектам культуры

    Парадоксальная ситуация сложилась в сфере защиты культурного наследия. За вред, нанесенный памятнику федерального значения, максимальное наказание для гражданина - 1,5 -2,5 тысячи рублей, а если это сделает юридическое лицо, могут оштрафовать на 30 рублей!

    Даже за нарушения в отношении объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, какими являются, скажем, Новодевичий монастырь или даже Московский Кремль, самое большее, что может грозить - 50 тысяч рублей. А вот за вред памятнику регионального значения в столице могут потребовать уплаты штрафа и до миллиона рублей.

    Чтобы исправить эти перекосы, депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении проект законодательной инициативы по ужесточению ответственности за повреждение и ненадлежащее использование памятников культуры в России. В этом документе предложено внести соответствующие изменения в статью 243 Уголовного кодекса РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

    - Действующий административный кодекс принят еще в 2001 году, и с того времени размеры штрафов не повышались,- сообщил на заседании Мосгордумы новый руководитель департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский. - Кодекс города Москвы об административных правонарушениях принят позже - в ноябре 2007 года. С тех, кто нанес вред памятникам регионального значения, только за текущий год взыскано 7 миллионов рублей штрафов. Но при всем уважении к этим памятникам, несопоставимо по сравнению с ними значение церкви Вознесения в Коломенском, которую ЮНЕСКО отнес к всемирному наследию.

    Изменить ситуацию и может помочь новый документ, направленный на то, чтобы гармонизировать нормы федерального законодательства в этой сфере с нормами законодательства регионального. Внимание столичных властей к этой проблеме не случайно: на территории Москвы располагается свыше 3 тысяч объектов культурного наследия федерального значения и около 3 тысяч регионального. К ним надо добавить еще 1830 выявленных объектов культурного наследия, а также большое количество тех, что находятся в стадии рассмотрения на предмет присвоения им статуса памятника.

    - Это огромное хозяйство требует постоянного присмотра и эффективного контроля за ним,- заметил Александр Кибовский.

    Согласно законопроекту, за уничтожение или повреждение памятников, подлежащих госохране, предусмотрен штраф до 400 рублей или в размере зарплаты за период до 18 месяцев, либо лишение свободы до трех лет. За те же действия в отношении особо ценных объектов предлагается ввести штраф от 400 тысяч до 500 тысяч или в размере зарплаты за период до 24 месяцев, или лишение свободы от трех до пяти лет.

    При этом за нарушение требований сохранения, содержания и использования объектов культурного наследия федерального значения, выявленных объектов культурного наследия, нарушения режима использования их земель, предлагается установить штрафы для граждан от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 20 до 30 тысяч рублей, для предпринимателей без образования юрлица - от 25 до 35 тысяч рублей, для юрлиц - от 300 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

    Документ также предусматривает, что такие же действия в отношении особо ценных объектов культурного наследия наказываются штрафом для граждан в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для предпринимателей без образования юрлица - от 35 до 50 тысяч рублей, а для юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо приостановлением деятельности до 90 суток.

    В то же время проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия влечет штраф для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей, для предпринимателей - от 35 тысяч до 50 тысяч рублей и для юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

    Предусмотрено также ужесточение наказания за проведение археологических полевых работ без разрешения либо с нарушениями.

    Депутаты также обратили внимание на то, что, когда принимался Уголовный кодекс, не было такого понятия, как "выявленные объекты культурного наследия". Теперь же они по закону подлежат такой же государственной охране, как и объекты культурного наследия, внесенные в Реестр. Но ответственности за правонарушения в их отношении так и не существует. Установить ее и предлагает документ, предложенный московскими парламентариями.

    - Большинство историй, вызвавших широкий общественный резонанс в Москве, связаны с выявленными объектами, судьба которых еще только решается,- сообщил Кибовский.- Там сталкиваются, с одной стороны, интересы инвестиционных, финансовых сил, заинтересованных в том, чтобы этот памятник не стал объектом культурного наследия и не был поставлен на учет, и, с другой стороны, общественности, которая настаивает, чтобы статус ему был присвоен.

    С точки зрения Уголовного кодекса РФ за нарушения по отношению к таким объектам нет ответственности, что неправильно, считают депутаты.

    - Процедура включения в реестр занимает один год,- рассказал "РГ" председатель комиссии МГД по законодательству Александр Семенников.- За это время за памятник разворачиваются ожесточенные бои. И как следствие - памятник может пострадать, ведь зачастую инвестор пытается ускорить какие-то строительные работы, убрать лепнину, нанести урон фасаду... Сегодня мы предлагаем перенести правовую защиту объекта на более ранний этап работы с памятниками.

    В ходе обсуждения депутат высказался за дальнейшее ужесточение ответственности для вандалов.

    - Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия - это преступления, которые не стыдно отнести к тяжким,- считает он.- Фактически это преступления против исторической памяти, против культурного наследия целого народа, целого государства. А пока согласно классификации Уголовного кодекса оно попадает в категорию преступлений средней тяжести. И соответственно, мы не можем штрафовать за него на сумму более 400 тысяч рублей. То есть уголовное наказание получается даже мягче, чем административное.

    Поделиться