10.11.2010 00:19
    Поделиться

    Анатолий Марчевский: Настоящих клоунов в мире не так уж много

    Накануне международного фестиваля клоунов, который в третий раз по традиции пройдет в Екатеринбурге 25-28 ноября, корреспондент "РГ" встретился с его основателем, руководителем екатеринбургского цирка Анатолием Марчевским.

    Российская газета: Анатолий Павлович, в этом году вы посвятили фестиваль 75-летию легендарного клоуна-мима Леонида Енгибарова. Почему? Ведь многие считали вас чуть ли не соперниками.

    Анатолий Марчевский: Леонид Георгиевич был, скорее, моим учителем. Это великий человек, который поднял клоунаду на уровень высокой драматургии, наполнил ее смыслом. Вместе с тем он возвысил клоуна: это был уже не шут, который получал пощечины и унижался перед публикой, а герой и философ. Енгибаров не позволял себе банальные темы и шутки "ниже пояса". Он акцентировался на определенной проблеме и высказывал свое мнение.

    Я благодарен Леониду Георгиевичу за то, что он сделал, а я стал его последователем и тоже смог добиться определенных успехов. Фестиваль мирового уровня в его честь - дань уважения. В представлении мы будем использовать его новеллы. Кстати, в Екатеринбург приедет внук Леонида Енгибарова. Артист не был женат, считалось, что у него нет детей. Это настоящее чудо, что удалось разы­скать его внука в Праге. Он, кстати, не цирковой артист - будет обычным зрителем.

    РГ: Какой он - настоящий клоун?

    Марчевский: Он поднимает современные проблемы и через  репризу подает их в смешном виде, чтобы мы посмеялись над своими ошибками. Причем у юмора нет национальности и границ. Из какой бы страны ни был клоун, его будут везде понимать. Потому что есть общечеловеческие темы. К тому же клоуны, не произнося ни слова, общаются с помощью трюков, мимики, актерского мастерства. Сам на представлениях коллег каждый раз смеюсь до слез.

    РГ: Считается, что клоуны за кулисами довольно замкнутые, невеселые люди…

    Марчевский: Человек, который все время смеется - это уже диагноз. Клоуны - те же люди. Они набираются сил после выступления, чтобы вновь появляться на манеже в отличном настроении и смешить людей. Клоунада - это серьезная и нелегкая профессия. Причем необходимая. Во времена Дурова писали, что приезд цирка в город значит больше, чем вагон таблеток. Человек должен смеяться, чтобы отвлечься от проблем и посмотреть на них совсем другими глазами.

    Когда я работал клоуном на манеже, однажды мне пришло письмо от зрительницы. Она рассказывала, что несколько лет назад в ее жизни случилась трагедия: умерла мама, которая была единственным родным человеком. "Друзья водили меня в кино, на дискотеки, в театр, - пишет девушка, - но я никого не видела, мне не хотелось жить, пока однажды они не затянули меня в цирк. И я впервые за два года засмеялась. Мне вновь захотелось жить. Спасибо вам за вашу профессию! " И эти слова дорогого стоят: когда ты вернул хотя бы одного человека к жизни - уже есть смысл жить и работать.

    РГ: Как вам удается каждый год собирать на фестивале столько профессионалов?

    Марчевский: Настоящих мастеров в мире не так уж много - их можно пересчитать по пальцам двух рук. В наших представлениях участвуют как настоящие мировые "звезды", так и молодые клоуны. Все они из разных стран - мы стремимся расширять географию. Каждый раз у нас выступают новые артисты. А вот на юбилейный фестиваль в 2012 году мы пригласим тех, кто уже был в Екатеринбурге и полюбился зрителям.

    Когда мы проводили фестиваль в первый раз, нам приходилось уговаривать зарубежных клоунов приехать. Они считали, что екатеринбургский цирк - это шапито в дремучем лесу, где бродят медведи. Но за два года мы смогли заработать определенный имидж. Сегодня у нас контракты на два года вперед. Артисты сами предлагают номера, освобождают время для участия в фестивале, ведь у звезд такого уровня довольно плотный график. И это настоящий шанс для зрителей увидеть разом мастеров высочайшего класса, потому что все они разъезжают по миру с гастролями. Если честно, не думали, что так случится. Просто рискнули, а получился настоящий праздник. Каждый раз нам удается сдерживать цены на билеты: они стоят столько же, сколько на обычные представления, хотя их стоимость в разы выше.

    Поделиться