10.11.2010 00:57
Поделиться

Первые школьные омбудсмены на Ставрополье приступили к работе

Выборы уполномоченных по правам ребенка состоялись в двух пилотных территориях края - городе Георгиевске и Шпаковском районе.

Кандидат в защитники

Основная задача школьного уполномоченного - консультировать детей по правовым вопросам и помогать им отстаивать свои законные интересы.

Предвыборная кампания в школах Георгиевска и Шпаковском районе стартовала в сентябре. По данным министерства образования Ставрополья, в общей сложности на обеих экспериментальных территориях на должность уполномоченных по правам ребенка были выдвинуты более 150 человек. Предложения по кандидатурам принимались от учеников местных школ и интернатов.

Среди претендентов на звание омбудсмена развернулась настоящая предвыборная борьба. Проводились дебаты, выпускались листовки и газеты о деятельности кандидатов, а сами они выступали на родительских собраниях, классных часах, собраниях учащихся и педагогов. На должность защитников своих интересов дети выдвигали любимых учителей, социальных педагогов, психологов, родителей, а также бывших выпускников своих школ - ныне студентов вузов края.

Корреспондент "РГ" побывала в школе № 1 города Михайловска Шпаковского района, где к концу предвыборной гонки осталось трое кандидатов - социальный педагог Нина Румянцева, психолог Татьяна Топалова и член родительского комитета, адвокат по профессии Марина Семчева. Подсчитав голоса, школьная избирательная комиссия констатировала: права детей будет защищать социальный педагог Нина Румянцева.

Служба примирения

- Моя предвыборная программа базировалась на правовом просвещении детей и ликвидации всякого насилия над ребенком - как морального, так и физического, - рассказала "РГ" Румянцева. - Как социальный педагог я и так разбираю конфликты, "вытираю слезы", а теперь буду заниматься этой же работой, но уже на другом профессиональном уровне.

Как бы в доказательство сказанного, кабинет педагога наполняется плачущей малышней. "Нина Александровна, он меня обижает! И меня! И нас!" - несется со всех сторон. Называется фамилия обидчика-девятиклассника. Первым делом хулиган вызывается "на ковер", а потом в школу приглашают его родителей. Теперь отцу придется держать ответ за поведение своего сына...

- Ну а новым в моей деятельности будет создание детских конфликтных комиссий, - продолжает Румянцева. - Они будут называться службами примирения. С участием волонтеров - учеников 8-11-х классов - будем разбирать самые острые ситуации, возникающие между школьниками младших и старших классов, учениками и учителями.

Сейчас Нина Александровна имеет неполное представление о своих новых профессиональных обязанностях. О них инициаторы введения нового школьного института пока рассказали лишь на словах. Все новоиспеченные защитники получили первое домашние задание - самим разработать свои должностные обязательства. Пока все задействованные в эксперименте знают одно: ребенку нужна любовь и защита. И это перекликается с деятельностью социального педагога и психолога. А поскольку в штатных расписаниях школ детские омбудсмены не предусмотрены, уполномоченные будут пока работать, совмещая свои прежние обязанности с новой должностью. Нина Румянцева, например, ставку соцпедагога совмещает с преподаванием русского языка и литературы.

Права без обязанностей

- Уполномоченный по правам ребенка нужен каждой школе. В нашей, например, права детей не нарушаются. Но такой человек должен быть для того, чтобы они соблюдались и в дальнейшем, - считает девятиклассник михайловской школы № 1 Вячеслав Юдин.

А его одноклассник Карен Мартиросов уверен, что сейчас больше актуален вопрос защиты прав самих учителей.

- Когда говорят о правах детей, некоторые из них воспринимают это как вседозволенность. Если в школе появился омбудсмен, это не значит, что теперь можно пропускать уроки и делать что захочется. Каждый должен отвечать за свои поступки и по мелочам не жаловаться уполномоченному. Сейчас некоторые ребята увлеклись защитой своих прав, а своими обязанностями пренебрегают. В первую очередь каждый из нас обязан соблюдать дисциплину и устав школы.

Всего в Шпаковском районе на должность омбудсменов избран 21 человек, 17 из которых - педагоги, двое - родители, студент вуза и предприниматель. Кроме того, в районе появится и уполномоченный по правам ребенка при главе администрации.

В Георгиевске в десяти общеобразовательных школах, детском доме и интернате для слабослышащих детей избраны 12 омбудсменов. Среди них пятеро учителей-предметников, четыре школьных психолога и три социальных педагога.

Комментарии

Светлана Адаменко, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ставропольского края:

- Цель эксперимента - минимизировать конфликтность в школах. Сейчас почти никто из детей не знает, как защищать свои права, а многие о них даже не догадываются. Порой же необходимо вмешаться в отношения между ребятами, педагогами и учениками, детьми и их родителями. Но сделать это некому. Как оказалось, сегодня в крае не так уж много людей, которые могут защитить права ребенка. Одного уполномоченного на весь Ставропольский край не хватает. Между тем дети проводят в школе без малого 11 лет, и здесь не меньше ситуаций, в которые необходимо вмешаться на стадии их зарождения либо правильно погасить уже разгоревшийся конфликт.

Светлана Чегринец, директор школы № 1 города Михайловска:

- Я поддерживаю идею введения школьных омбудсменов в связи с тем, что участились конфликты не только учеников с педагогами, но и учителей с родителями, родителей - с детьми. Считаю, что школьный уполномоченный должен иметь юридическое образование. Но, конечно, дети выбирают тех, кого больше видят и знают. За время дебатов не все кандидаты успевают с ними близко познакомиться. Поскольку это эксперимент, я предложила создать совет при уполномоченном в лице социального педагога (теперь она же омбудсмен) и двух не прошедших отбор кандидатов - одна из них адвокат, другая - психолог. Думаю, такой триумвират и должен составлять "лицо" уполномоченного по правам ребенка в нашей школе.