03.11.2010 00:20
    Поделиться

    В Якутске генерал милиции стал участником скандальной истории

    Вместо "жертвы покушения" генерал милиции стал участником скандальной истории

    Вчера в Якутске начался судебный процесс по иску министра внутренних дел республики Якова Стахова к корреспонденту одной из местных газет Виктории Габышевой. Генерал требует от журналистки миллион рублей за то, что она публично обвинила его во лжи.

    Скандал, который сначала развивался на уровне кухонных пересудов, а потом вовлек в свою орбиту прессу и местных политиков, связан со странным ранением министра. История такова. В конце марта прошлого года республику шокировала новость, что глава МВД Якутии Яков Стахов во время командировки в Эвено-Бытантайский улус был ранен. По официальной информации, джип, в котором он ехал, остановился в нескольких километрах от райцентра, чтобы министр смог переодеться в форму. Но когда Стахов вышел из машины, раздался выстрел. Пуля застряла у генерала в ноге.

    Но тут же покушение стало обрастать противоречивыми деталями. По словам бывшего 1-го заместителя министра Николая Вагина, ехавшего, кстати, в той же машине, ни стрелка, ни его следов на снегу найти не удалось. Более того, выяснилось, что пулю опытные милиционеры потеряли, "когда из раны выдавливали кровь".

    - Она выпала в снег, и, хотя потом его буквально просеяли, найти ее не смогли, - рассказал Вагин корреспонденту "РГ".

    МВД Якутии следом обнародовало версии случившегося: то ли это шальная пуля, выпущенная подвыпившим местным жителем (в тот день в улусе праздновали День оленевода), то ли сознательное покушение на министра, связанное с его антикоррупционной деятельностью.

    На поиски стрелка в улус были командированы оперативники из Якутска, но это не дало результата.

    Через некоторое время масла в огонь подлила одна из местных газет. Она опубликовала материалы экспертизы одежды, которая была на министре в момент ранения. Эксперт Прокопий Левин не обнаружил на ней следов пули. Зато нашел следы колюще-режущего орудия.

    И тут же всех удивил министр здравоохранения республики, в ведение которого входит бюро судмедэкспертизы. Левин был объявлен не компетентным в вопросах экспертизы одежды, получил выговор и предложение уволиться.

    Но скандал только набирал обороты. Вверенное генералу ведомство вдруг находит стрелка и закрывает дело. И об этом рассказывают СМИ. Одна местная газета публикует статью, в которой с цитированием оперативных документов было рассказано, что дело о ранении официально закрыто, поскольку судить некого: стрелял в министра охотник-отшельник, впоследствии покончивший жизнь самоубийством. Это, пожалуй, будет похлеще Агаты Кристи...

    Но до развязки еще далеко. Родные погибшего охотника, на которого милиция попыталась списать покушение, подали на газету в суд. И суд пришел к выводу, что бедняга не мог ранить министра, поскольку находился в десятках километров от места происшествия и не имел оружия - охотился с помощью ловушек.

    Правда, родственникам охотника это решение ничего не дало - поскольку газета опиралась на официальные оперативные материалы, редакцию от ответственности освободили. Зато о ране генерала заговорила вся республика.

    И тут буквально через неделю на эту рану высыпали хорошую порцию соли. В СМИ были обнародованы результаты повторной экспертизы одежды, проведенной уже в Дальневосточном региональном центре судебной экспертизы. Хабаровский эксперт тоже обнаружил следы не пули, а колюще-режущего орудия.

    Это так раздосадовало министра, что он подал в суд на корреспондента местной газеты "Ваше право" Викторию Габышеву, которая рассказала о последней экспертизе, сопроводив ее своими комментариями. Документы министр не оспаривает - его задели выводы журналистки, обвиняющей его в числе прочего в том, что он "выдает бытовое ранение за огнестрельное".

    И совсем было смешно, когда стало известно, что параллельно в милицию как по команде обратились три героя опубликованных в разное время статей Виктории Габышевой с заявлениями о том, что она их оклеветала. По одному из заявлений в отношении журналистки возбуждено даже уголовное дело, еще одно находится на стадии рассмотрения.

    Естественно, многие якутяне посчитали, что напасти посыпались на принципиальную журналистку слишком густо. В Якутске был создан общественный комитет "в защиту Габышевой от Стахова" с участием депутатов республиканского парламента и представителей общественных организаций. Его участники обратились к руководству республики и страны с просьбой организовать всестороннюю проверку этой истории и вообще деятельности министра.

    Этим не ограничились. В городе состоялся пикет в защиту Габышевой - одним из требований стала отставка Стахова. Готовится митинг под теми же лозунгами. Кроме того, обращение к Генеральному прокурору и министру внутренних дел страны направили депутаты из Эвено-Бытантайского улуса, на территории которого был ранен генерал. Они тоже требуют расследования этой истории "не исподтишка, а в нормальном рабочем порядке".

    - Рана пустяковая, и ее можно было бы считать личным делом Якова Стахова, - говорит депутат Государственного собрания Якутии Виктор Губарев. - Но эта история как снежный ком обрастает недомолвками, а то и откровенной ложью, из-за нее уже пострадали другие люди. И хорошо, что общественность вступилась за журналистку - это означает, что у нас есть гражданское общество.

    У республиканского МВД позиция иная.

    - Никакого давления на Габышеву не оказывается, - заявил заместитель министра Олег Лебедь. - По нашему мнению, ее используют определенные силы, которым деятельность министра мешает. Дело в том, что с его приходом в республике началась серьезная борьба с коррупцией в среде высокопоставленных чиновников, и далеко не всем это нравится. Вот и раздувают скандал с ранением генерала.

    Сам Яков Стахов хранит молчание. И напрасно. Ведь более всего в раздувании скандала повинны его услужливые подчиненные, которые перестарались с "огнестрелом". Если бы милицейские чины не излагали сомнительные и противоречивые версии ранения, сегодня об этом уже никто бы не вспоминал. Они, понятно, хотели "оттенить" работу министра-борца с коррупцией. Да получилось все неуклюже и смешно. Пора бы генералу все в этой истории расставить по своим местам.

    Поделиться