02.11.2010 00:40
    Поделиться

    Ситуация на мировых рынках благоприятствует производителям алюминия

    Судя по последним данным Росстата, алюминиевая отрасль чувствует себя весьма неплохо. Производство первичного алюминия в стране в сентябре, правда, снизилось на 3,2% по отношению к августу, однако продемонстрировало рост на 3,1% по сравнению с показателем прошлого года. Отечественные производители алюминиевых профилей выпустили готовой продукции на 0,5% больше, чем в августе 2010 года, при этом более чем на четверть "обскакали" сентябрьский показатель прошлого года.

    Что касается мирового производства алюминия, то, по словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, и здесь ситуация улучшается. Объем мирового производства первичного алюминия в январе-августе 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 2,29% - до 16,002 млн т с 15,643 млн т. Цена на LME за тонну первичного алюминия превышает самую лучшую цену августа на 200 долларов и составляет 2420 долларов за тонну. Перспективы алюминия в мире очень хорошие, что объясняется восстановлением спроса на металл со стороны его ключевых производителей: авиа- и автопроизводителей, энергетиков, химиков и строителей.

    Вообще среднедушевое потребление алюминия является одним из важных показателей экономического развития страны. Сегодня душевое потребление алюминия в России в 6,5 раза ниже, чем в США, в 3 раза - чем в Германии, и в 4,7 раза - ниже, чем в Японии. Однако в соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности РФ на период до 2020 г. в производстве алюминия доля металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии "сухой" и "полусухой" анод, составит в 2011 г. 75-80%, в 2015 г. - 81-85%, в 2020 г. - 87-90%; будут расширены мощности по выпуску сплавов.

    По прогнозам минпромторга, увеличение потребления алюминия к 2015 г. произойдет прежде всего в следующих направлениях: производство тароупаковочных материалов, строительных конструкций, транспортных средств. При этом специалисты отмечают, что сегодня рынок алюминия уступает в объеме лишь рынку стали, и спрос на легкий металл постоянно увеличивается. Но растущий спрос на фоне дорожающих энергоносителей, по мнению некоторых аналитиков, приведет к тому, что цены на этот металл могут существенно увеличиться.

    У нас спрос на алюминиевую продукцию обеспечивают в первую очередь машиностроение и энергетика.

    Однако, по словам Дмитрия Баранова, пока ситуация не изменилась настолько, чтобы производители начали делать инвестиции в расширение производства, и тем не менее в отрасли уже начался процесс увеличения инвестиций в модернизацию и реконструкцию существующих мощностей и завершения проектов, которые перед кризисом находились на высокой стадии готовности. Если ситуация будет стабильна, то в отрасли будет начата реализация новых проектов.

    Первые ласточки уже появились. Так, Наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) одобрил выделение 50 млрд рублей кредита на достройку Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО). Строительство с 2006 года на паритетных началах ведут государственная энергокомпания "РусГидро" и алюминиевый гигант "РУСАЛ". БЭМО включает в себя достройку Богучанской ГЭС мощностью 3 ГВт на реке Ангаре и одноименного алюминиевого завода (БоАЗ) мощностью около 600 тыс. тонн в год. Первый объект готов на 80%, готовность первого пускового комплекса БоАЗа мощностью 147 тыс. тонн алюминия в год составляет около 30%.

    Таким образом, в судьбе самого крупного сибирского энергометаллургического проекта наступил коренной перелом. Напомним, что он задумывался как частно-государственное партнерство. Затраты - пополам, прибыль - пополам. А то, что прибыль будет хорошей, мало кто сомневается. Основная часть расходов при выплавке алюминия - стоимость электроэнергии, ее поставки со "своей" ГЭС резко снижают себестоимость производства металла и, соответственно, повышают прибыль.

    "РУСАЛ" намеревается возобновить строительство первой очереди Богучанского завода в сентябре. Другой вопрос, что при этом компания будет делать со строительством Тайшетского алюминиевого завода в Иркутской области. Этот сейчас готов на 70%. Хватит ли ресурсов на реализацию этих двух проектов?

    Наша алюминиевая промышленность во многих отношениях уникальна. Это единственный сектор российской экономики, в котором наблюдается настолько высокий уровень консолидации. С 2007 года Россия - родина крупнейшей алюминиевой компании в мире, Объединенной компании "РУСАЛ", образованной путем слияния крупнейших российских компаний и глиноземных активов швейцарской Glencore. Совокупные мощности лидера позволяют ежегодно производить более 4 миллионов тонн алюминия и 11 миллионов тонн глинозема. Объединенной компании принадлежат 14 алюминиевых заводов, 10 предприятий по производству глинозема, 4 предприятия по добыче бокситов, 3 фольгопрокатных завода. Компания является крупнейшей на мировом рынке алюминия. Ей принадлежит 10% мирового производства "крылатого металла".

    Российский монополист уделяет особое внимание расширению своей сырьевой базы. Он владеет горнодобывающими предприятиями и боксито-глиноземными и алюминиевыми заводами в Гвинее, Гайане, Нигерии и на Ямайке. Ему принадлежат активы предприятий в Китае, Италии и Австралии. Всего компания ведет свой бизнес в 19 странах.

    Монополист, однако, имеет серьезные долги перед банками - более чем 3 млрд долларов. По мнению руководства компании, при хорошем спросе на "крылатый металл" и высоких ценах эти долги можно будет погасить до конца 2013 года. У компании также остаются возможности рефинансирования долга, возможности продажи активов, если будет такая необходимость. Кроме того, монополист может вернуться на рынок акций, если это потребуется. При текущих ценах на алюминий он чувствует себя достаточно комфортно.

    Не все, однако, довольны тем, что на рынке тон задает один гигант, многие из компаний, представляющих производство алюминиевых профилей и конструкций, высказывают негативное мнение касательно ситуации, сложившейся на российском рынке первичного алюминия. По их мнению, в России полностью отсутствует конкурентная среда на рынке алюминиевого сырья, что мешает дальнейшему развитию отрасли в целом.

    Поделиться