01.11.2010 00:10
    Поделиться

    Юрий Хохлов: В борьбе за лидерство в глобальном информационном обществе пауз не бывает

    В борьбе за лидерство в глобальном информационном обществе пауз не бывает

    В преддверии недавней ассамблеи ООН (по программе "Цели развития тысячелетия") Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун пригласил представителей государства, бизнеса и гражданского общества на завтрак, во время которого обсуждались возможности применения информационно-коммуникационных технологий для выполнения этой программы к 2015 году.

    К этому же сроку запланировано подведение итогов выполнения решений всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в два этапа в Женеве (2003) и Тунисе (2005). Это совпадение не случайно - широкомасштабное развитие и использование ИКТ сегодня считается одним из мощнейших факторов развития. Пан Ги Мун отметил, что если открываются возможности, то у каждого человека есть потенциал улучшить свою жизнь. ИКТ могут предоставить доступ к знаниям и предоставить такие возможности для тех, кто этим не обладает.

    Что же происходит в России с развитием информационного общества? Принятая в 2008 году Стратегия развития информационного общества получила свой план реализации, утвержденный Советом при президенте по развитию информационного общества в декабре 2009 года. В соответствии с утвержденными показателями Стратегии к 2015 году Россия должна войти в двадцатку стран-лидеров и преодолеть информационное (цифровое) неравенство между ее регионами. Каковы же позиции, с которых мы стартуем? Как показало обсуждение проекта новой десятилетней государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)" и системы мониторинга развития информационного общества в России, которое состоялось в конце сентября на заседании президиума Совета при президенте по развитию информационного общества, наши места в ведущих мировых рейтингах - от 50 до 80.

    В чем же причина, где эти зоны отставания? Анализ показывает, что хуже всего дело обстоит с факторами, которые способствуют развитию информационного общества: преодоление административных барьеров, независимость судебной системы, эффективность правовой защиты бизнеса в спорах с государством и многое другое. Низкие значения демонстрирует Россия и с точки зрения показателей реализации государственных программ по использованию ИКТ, в особенности для повышения эффективности государственных услуг, особенно в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, культура).

    Легче всего попытаться оправдать эту ситуацию неадекватностью, предвзятостью или необъективностью проводимых замеров развития информационного общества в России. Но то, что во всех без исключения рейтингах последнее десятилетие мы топчемся на одних и тех же (неподобающих для России) местах, никаким вселенским или экспертным заговором не объяснишь. Тем более что во всех рейтингах, системы показателей которых открыты и прозрачны, видно, что если есть в России сильные стороны, например, человеческий потенциал, то нам здесь честно ставят высокие места.

    Чтобы достичь амбициозных целей, поставленных в национальной Стратегии, нужно очень постараться - ведь другие страны тоже не стоят на месте, понимая, что идет борьба за будущее место в глобальном информационном обществе, где главными факторами развития и благосостояния становятся информация и знания. Насколько же усилия, которые предпринимаются на федеральном и региональном уровнях, позволят преодолеть наше серьезное отставание?

    В этом году завершается ФЦП "Электронная Россия", и ей на смену приходит программа "Информационное общество". Подводя итоги реализации "Электронной России", можно сказать, что за восемь лет ее реализации позиции Россия в рейтингах никак не изменились. Мы если и двигались по пути развития информационного общества, то отнюдь не быстрее других стран - никакого опережающего развития не было.

    Что же уготовано нам в новой, теперь уже государственной программе "Информационное общество"? Ее обсуждение началось еще в 2009 году во время Тверского социально-экономического форума "Информационное общество", затем она трижды дорабатывалась и, наконец, в сентябре 2010 года была представлена президиуму Совета при президенте по развитию информационного общества. Не останавливаясь сейчас на выяснении причин, почему произошло столь радикальное, почти на два порядка, снижение планировавшихся непосредственно на саму госпрограмму ресурсов, можно обоснованно утверждать, что в ближайшие годы, включая контрольную точку в 2015 году, основные показатели Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации достигнуты не будут.

    Из этого есть два выхода - либо снизить планку и умерить амбиции по попаданию в двадцатку стран-лидеров, как зафиксировано в Стратегии, либо начать вкладывать в достижение этой цели существенные ресурсы, причем уже не столько политические, сколько финансовые и организационные. Сегодня только ленивый не говорит об информационном обществе. Но практических результатов, к сожалению, мало. А барьеров на пути еще больше. Один из самых труднопреодолимых барьеров - информационное неравенство между российскими регионами.

    Многолетний мониторинг состояния развития информационного общества в регионах, проводимый Институтом развития информационного общества, показывает, что по отдельным показателям разрыв значений для передовых и отстающих регионов составляет сотни (!) раз. Вырвавшиеся вперед за счет концентрации финансовых ресурсов обе столицы и нефтедобывающие регионы (ХМАО, ЯНАО) продолжают уверенно наращивать свое преимущество, тогда как дотационные регионы не могут выделить на "информатизацию" даже 1-1,5% из своего регионального бюджета. А это - тот минимум, который необходим для поддержания процессов развития и использования ИКТ в ключевых областях деятельности. Следует радикально пересмотреть федеральную политику и предусмотреть финансовые механизмы субсидирования в развитие информационного общества на региональном уровне. Это можно и нужно сделать, например, в рамках той же самой государственной программы "Информационное общество", в которой заложены пока мизерные в масштабах всей страны средства на региональную информатизацию. И совсем плохо дело обстоит с развитием и использованием ИКТ на муниципальном уровне, где пресловутый закон 131-ФЗ "забыл" предоставить возможность органам местного самоуправления применять достижения информационной революции в своей деятельности.

    Однако только выделения необходимых ресурсов недостаточно - не менее важным является наличие и проведение четко сформулированной государственной политики на региональном уровне, подкрепляемой политической волей лиц, принимающих решения. Там, где эти факторы присутствуют, наблюдается высокий уровень развития информационного общества и формирования "электронного правительства". Такова ситуация в Чувашии, Карелии, Татарстане и Томской области, которые демонстрируют в последние годы высокие темпы роста и качественные изменения в использовании ИКТ на региональном уровне.

    Задачу развития информационного общества не решить только усилиями одной из заинтересованных сторон - государства. Важным сегодня является активное вовлечение в этот процесс бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества. Только в активных действиях заинтересованных партнеров есть возможность гармоничного развития и надежда занять достойное место среди стран-лидеров.

    Поделиться