01.11.2010 00:10
    Поделиться

    Андрей Подольский: Интернет-образование пожилых изменит отношение общества к старости

    В россии набирают популярность так называемые университеты "третьего возраста", где пожилые люди получают новые знания. Особенно востребованы у стариков компьютерные занятия. Зачем им Интернет, насколько хорошо они могут его освоить, и для чего нужна программа подготовки к старости? Об этом и многом другом "РГ" рассказывает заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ профессор Андрей Подольский.

    Российская газета: Андрей Ильич, зачем пожилым людям учиться? За плечами у многих - высшее образование и долгие годы работы. Не лучше ли в старости просто отдыхать?

    Андрей Подольский: Прежде всего мне хочется обратить внимание на проблему ложного образа старости, когда пожилой, старый человек рассматривается как обуза, как уже отживший свое, или лузер. К своему возрасту нужно относиться трезво. У природы, как известно, нет плохой погоды. И возрастов плохих не бывает, каждый имеет свои преимущества. У пожилых людей существуют две принципиально различные стратегии адаптации. Одна - пассивная, другая - активная. Пассивная адаптация заключается в том, что человек принимает позицию лишнего, ненужного, выброшенного на обочину. А активная - в том, что он начинает искать преимущества своего положения и возраста.

    РГ: С какого возраста человек считается пожилым?

    Подольский: До 75 - это пожилой человек, с 75 до 90 - это старый, а с 90 - долгожитель. По этому поводу есть замечательный анекдот. Журналистка приехала в горный аул на Кавказ брать интервью у долгожителя. Спрашивает у очень старого человека, как ему удалось прожить такую долгую жизнь? "Все очень просто. Чистая вода, очень скромное питание". - "А табак?" - "Да вы что, сроду его в рот не брал". - "А женщины?" -"С тех пор, как 60 лет назад я похоронил мою любимую Гили, я на женский пол вообще не смотрел". В это время со второго этажа разносится жуткий грохот, женский визг, грохот бьющейся посуды. "Что это?!" "Не обращайте внимания, мой старший брат развлекается". Но вернемся к нашей теме. Пожилой человек не должен быть замкнут исключительно на прошлом. Это тупик, из которого нет ни психологического, ни социального, ни даже физиологического выхода. В любом случае человек живет тогда, когда он думает о будущем. Эту привязку к жизни может дать Интернет.

    РГ: Насколько обучаемы пожилые люди?

    Подольский: Если у вас есть полторы тысячи долларов, слетайте в Австралию. Посмотрите, как там за два года обучили компьютерной грамоте всех стариков. Кстати сказать, это привело к повышению продолжительности жизни. В России сейчас открыто несколько сотен бесплатных интернет-клубов для стариков. Самые раскрученные - Бабушка-онлайн и Дедушка-онлайн в Санкт-Петербурге. Очень хорошо работает новосибирский Интернет-клуб при Академгородке. Я участвую в большом международном проекте, организованном немецким фондом "Память, ответственность, будущее" совместно с учеными ведущего европейского Института геронтологии Университета Гейдельберга "Место встречи - диалог". В рамках этого проекта ребята-волонтеры общаются с еще оставшимися в живых жертвами войны, прошедших концлагеря, в частности обучают их работе на компьютере. И сколько в этих стариках, прошедших войну, оптимизма! Тут ведь есть еще и воспитательная сторона - стариков учат подростки и юноши от 15 до 25 лет. И эти два поколения прекрасно находят общий язык, правда, если только пожилые не переходят на уровень нравоучительства. Подростки этого не терпят.

    РГ: Молодежь надо как-то готовить к тому, чтобы обучать пожилых?

    Подольский: Да. Это и есть моя задача как научного руководителя проекта по странам Восточной Европы. Готовить надо не только молодых, но и стариков вести диалог с молодежью. Преимущество людей пожилого возраста в том, что они обладают бесценным опытом. Эти люди выжили в концлагерях, и многие подростки впервые понимают, что такое настоящее жизненное испытание и достойное поведение человека, что вообще такое достоинство и как его сохранить в нечеловеческих условиях. Они слушают стариков, просто как вкопанные.

    РГ: Все ли пожилые люди готовы к освоению новой техники, к получению новых знаний?

    Подольский: С точки зрения образовательного уровня есть две категории. Оптимальный вариант - это возраст до 75 и высшее образование. Обучать людей после 75 с начальным и средним образованием сложнее. Теперь к вопросу о том, "могут - не могут". У нас же ведь вопиющая психологическая безграмотность. Это нам только кажется, что мы все такие умные и обо всех все знаем. Ничего мы не знаем! Во-первых, у стариков начинает страдать отнюдь не вся душевная жизнь. Очень много в ней остается абсолютно сохранным. Например, есть так называемый текущий интеллект и кристаллизованный. Так вот, что касается кристаллизованного интеллекта, они нам с вами фору еще дадут.

    РГ: А что такое кристаллизованный интеллект?

    Подольский: Способность к совершенно здравым рассуждениям, логическим выводам применительно к какой-то узкой сфере. И чем конкретнее, тем у стариков это успешнее получается. Зарубежные ученые проводили эксперимент - сравнивали две группы. В одной пожилым читали книжки, а в другой научили их азам работы с Интернетом. Через три месяца пропустили всех через стандартные, познавательные тесты на память, мышление и так далее. И заодно МРТ сделали. У тех, кто сидел в Интернете, за три месяца в головном мозге произошли фантастические изменения. Естественно, в лучшую сторону. Так что пожилым нельзя разрешать оставаться ненужными, невостребованными, иначе мозг начинает умирать. А его постоянно нужно тормошить чем-то значимым.

    РГ: Разве семейные заботы не являются таким значимым?

    Подольский: Если пожилой человек чувствует свою нужность в семье, то являются. И в этом смысле гораздо важнее для него не булочка и конфетка, а, например, стремление домашних получить его совет, если есть возможность.

    РГ: Сейчас много говорится о непрерывном образовании. Что нужно сделать для того, чтобы эта идея стала реальностью для пожилых? Может, стоит открывать для них не только центры при собесах, но и специальные школы?

    Подольский: Изобретать ничего не надо. Есть мировой опыт. Везде образованием пожилых людей занимается система дополнительного образования. Только она у нас почти полностью разрушена. Что нужно старику в его возрасте? Почувствовать себя связанным с миром, причем связанным не вчера и сегодня, а завтра. Эта обращенность в будущее обязательно должна быть. Мне кажется, России нужна серьезная гуманитарная программа, цель которой - подготовка к старости как к возрасту, который надо прожить интересно и с удовольствием. Нужно готовить человека к тому, что в его организме будут проходить определенные изменения. И он должен прекрасно понимать, что у него есть выбор: стать овощем или продлить нормальную продуктивную человеческую жизнь. Если человек в возрасте 40-50 лет будет знать, что его ждет бесславный конец в 60-65 лет, никакой продуктивной творческой работы от него не дождетесь. Он будет заниматься исключительно собой. Не подготовкой к этому возрасту, а заготовками. А это разные вещи.

    РГ: Хорошо, человек понял, что он не овощ, как он должен заниматься собой?

    Подольский: Для начала освоить Интернет. Потому что Интернет наиболее демократичный инструмент, который не связан с день гами на дорогущий авиабилет, чтобы поехать путешествовать, не связан с трудностями телефонной связи, которая тоже недешева. Если всерьез взяться за интернет-образование старшего поколения, думаю, многое могло бы измениться. И не только в жизни стариков.

    Проект "Информационное общество" подготовлен при участии компании "Майкрософт"

    Поделиться