По закону школы имеют право оказывать платные услуги. Правда, официально этой прерогативой пользуются немногие образовательные учреждения. А вот неофициально почти каждое из них тем или иным способом зарабатывает - и на своих же учениках, и на посторонних людях.
Основная статья легальных доходов школ - дополнительные уроки и занятия в секциях. Ряд екатеринбургских учебных заведений, преимущественно элитных, даже вывешивают на своих сайтах прайс-листы, в которых указывается стоимость обучения по тому или иному предмету. Остальные доносят информацию до потребителей на родительских собраниях. В среднем по Екатеринбургу месяц факультативных занятий по иностранному языку обойдется от 300 до 800 рублей (при двух уроках в неделю). Подготовка к сдаче международных тестов - примерно в тысячу. Желающие могут за отдельную плату не только подтянуть знания по основным предметам, но и освоить новые: например, логику или словесное мастерство.
- Все предметы, которые входят в основную образовательную программу, должны изучаться бесплатно, - подчеркивает начальник городского управления образования Евгения Умникова. - Хотя в Екатеринбурге были прецеденты, когда учреждения выставляли счет за обычные уроки.
Кроме дополнительных занятий, школы предоставляют и иные услуги. Например, предлагают родителям скидываться на оплату труда гардеробщицы либо выдают напрокат спортивное оборудование - к примеру, лыжи для уроков физкультуры. Хотя много на такой "коммерции", конечно, не заработаешь. Более выгодное дело - сдавать в аренду свободные площади, что позволяет как минимум решать вопрос их содержания, отмечает директор школы № 178 Наталья Пьянкова. Но пустить в здание арендаторов можно только с согласия учредителя и городского комитета по управлению имуществом.
Вообще-то возможности для предпринимательства у школ весьма широкие. Согласно закону "Об образовании" они имеют право заниматься торговлей, оказанием посреднических услуг, иметь долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретать акции, облигации, ценные бумаги и получать доходы по ним. В дополнение ко всему школы могут открывать собственные фонды, состоящие из родительских взносов. Однако такая благотворительность, как и оплата услуг, сугубо добровольная. При этом органы местного самоуправления должны регулировать расценки и вправе приостановить предпринимательскую деятельность, если она идет в ущерб педагогической.
В управлении образования Екатеринбурга отмечают, что перечень платных предложений должен быть прописан в уставе учреждения. При их оказании обязательно заключаются договоры с потребителями, в которых оговариваются все условия соглашения. Расчет безналичный: средства должны поступать непосредственно на счет школы.
Впрочем, эксперты подчеркивают, что ведение бизнеса под силу далеко не всем учебным заведениям: лишь в крупных городах родители способны оплачивать дополнительное обучение своего ребенка. Жители небольших городков и сельских населенных пунктов не в состоянии себе это позволить, поэтому в глубинке учреждения образования живут исключительно за счет бюджетного финансирования.
Председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Трошкина отмечает, что, прежде чем оказывать платные услуги, школа должна внести соответствующие изменения в устав, что само по себе непростой и длительный процесс. Кроме того, ведение коммерческой деятельности требует большой и кропотливой "бумажной" работы, однако юристов и бухгалтеров в штате большинства школ нет (их финансовая деятельность осуществляется централизованно: на несколько учебных заведений приходится одна бухгалтерия). Да и вообще, скажем прямо, коммерциализация школ руководством системы образования не приветствуется и вызывает особое внимание контролирующих органов. "От нее больше головной боли, - в один голос твердят директора школ. - Мы бы не стали связываться с коммерческой деятельностью, если бы нам было достаточно бюджетных средств".
В значительной мере учебным заведениям мешает встать на коммерческие рельсы отсутствие менеджерских способностей у руководителей:
- Директора школ, как правило, бывшие учителя, - отмечает председатель областного профсоюза. - Они хорошие администраторы, прекрасно знают содержание образования, но, к сожалению, не менеджеры. Многим из них не хватает экономических знаний.
Все это приводит к тому, что школам проще заниматься нелегальным предпринимательством. Несколько лет назад прокуратура Свердловской области проводила горячую линию по незаконным поборам в образовательных учреждениях. Чаще всего родители жаловались на требование педагогов внести "добровольный взнос" на ремонт и охрану учреждения. При этом школы не заключали договоров, а деньги собирали безо всякой отчетности. Случалось, "матпомощь" принимали не только деньгами, но даже овощами и фруктами. Выявлены и такие нарушения, как незаконная сдача в аренду школьных бассейнов и спортивных залов.
При этом, судя по официальным годовым отчетам уральских образовательных учреждений, за учебный год они могут честно получать неплохие деньги: от одного до трех миллионов рублей, в зависимости от ранга школы (правда, сумма может включать благотворительные взносы). Но в среднем "белые" доходы составляют порядка десяти процентов от общего бюджета учебного заведения.
Половина такого заработка, как рассказала руководитель одного из лицеев, идет на ремонт и покупку нового оборудования, прибавки к зарплате сотрудников. Деньги от платных услуг перепадают и руководителям, организующим процесс и ведущим отчетность, и техничкам, которые моют пол в кабинетах после внеурочных занятий. Преподавателю достается не более 30 процентов.
И все же, несмотря на "головную боль", многие школы стремятся путем оказания платных услуг улучшить свое финансовое положение. Например, благодаря внебюджетным средствам обычная нижнетагильская школа № 95 смогла обновить кухонную технику, приобрести учебную литературу и пособия, а также провести в некоторых помещениях текущий и капитальный ремонт.
Впрочем, как считает министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов, школы должны прежде всего учить детей, а не думать о том, как заработать.