27.10.2010 23:12
    Поделиться

    Фестиваль "Международная неделя консерватории" празднует десятилетие

    Фестиваль "Международная неделя консерватории" наполнил жизнь жителей культурной столицы яркими красками

    Масштабный музыкальный форум "Международная неделя консерватории", проходящий в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова с 22 по 29 октября, празднует свое десятилетие.

    Накануне значимого события корреспондент "РГ" встретилась с ректором вуза, народным артистом России Сергеем Стадлером, который рассказал о ключевых событиях фестиваля-2010 и вспомнил историю "Международной недели консерватории".

    Миссия выполнима

    Российская газета: Как возникла идея создания международного фестиваля?

    Сергей Стадлер: Идея интегрировать старейшую российскую консерваторию в международный музыкальный процесс появилась в 2001 году. Тогда была завершена масштабная реставрация Малого зала им. Глазунова нашего учебного заведения, который входит в число лучших камерных залов Европы: он уникален по своей историко-культурной ценности и акустике. Возрождение его концертной деятельности стало подарком как для консерватории, так и для всего города. Нам захотелось отпраздновать это знаковое событие вместе с коллегами, и мы пригласили на его открытие наших творческих партнеров: представителей высших музыкальных школ мира. Так, в 2001 году в стенах нашего учебного заведения родился первый фестиваль "Международная неделя консерватории".

    РГ: Если подвести предварительные итоги, чего удалось достичь за годы существования фестиваля?

    Стадлер: За десять лет консерватория стала доступнее не только большему числу наших коллег и партнеров из разных стран мира, но в первую очередь нашим слушателям. За годы своей истории фестиваль стал известен во многих странах и дважды становился лауреатом конкурса "Лучший международный проект года". С каждым годом он рос как живой организм: постепенно расширялся круг публики, посещающей концерты фестиваля, развивались и крепли его творческие связи.

    Если в первый год к нам приехали представители восьми музыкальных школ, то в этом году их число выросло до 26. За годы своей истории фестиваль представил петербургским знатокам и любителям музыкального искусства более 130 высших школ музыки разных стран и континентов! Он открыл сотни новых имен молодых композиторов и исполнителей, познакомил с педагогическим мастерством именитых российских и зарубежных профессоров.

    РГ: В этом и состоит основная миссия фестиваля?

    Стадлер: Безусловно. В первую очередь фестиваль направлен на то, чтобы поднять престиж профессии музыканта-профессионала, возродить уважение к его труду и привлечь внимание слушателей различных социальных групп к музыке академического направления. При этом огромную роль в решении поставленных задач играет то, что фестиваль открыт всем стилям, жанрам и направлениям музыкального искусства - от старинной музыки до джаза.

    Все флаги - в гости

    РГ: В этом году на фестивале много французских гостей: музыканты из высших школ Парижа, Лиона и Бордо. С чем это связано?

    Стадлер: Каждый раз программа фестиваля подчинена единой теме. В этом году он посвящен Году Франции в России и российско-французским музыкальным связям. Это даст представителям двух культур новую возможность лучше узнать традиции и современные достижения в области композиции, исполнительства и музыкального образования. Наряду с ними в концертной афише-2010 имена молодых музыкантов и профессоров высших школ музыки России, США, Японии, Италии, Нидерландов, Швейцарии, Швеции, Германии, Польши, Венгрии и Израиля. Таким образом, мы продолжаем расширять круг знаний об уровне музыкального образования в мире.

    РГ: При этом, отдавая дань сложившимся традициям фестиваля, вы не забываете и про эксперименты. Например, в этом году в рамках проекта зрители смогут увидеть на сцене Малого зала им. А. К. Глазунова необычную импровизацию. Расскажите подробнее про это музыкальное действо.

    Стадлер: Действительно, в этом году не обошлось без инноваций. Любителям нестандартных решений мы предлагаем прийти сегодня, 28 октября, в зал Глазунова и послушать два блока музыкального действа, которое мы назвали строкой из Бориса Пастернака - "Раскат импровизаций". Мы покажем то, что не так часто можно увидеть на сцене концертного зала: незапрограммированное и не выученное по нотам исполнение музыкальных произведений.

    В течение вечера слушателям будут представлены самые разнообразные импровизации: инструментальные, живописные, хореографические, оркестровые, мультимедийные и джазовые. Наряду с петербургскими музыкантами, художниками, артистами Государственного театра балета имени Якобсона участие в выступлении примет и известный венгерский органист Ласло Фашанг. Другим специальным гостем станет знаменитый датский саксофонист Марк Бернстайн.

    Экспериментов не боимся

    РГ: В этом году возродилось проведение образовательного семинара по концертному менеджменту "Международное фестивальное сотрудничество" в рамках фестиваля. С чем это связано?

    Стадлер: Эта замечательная константа фестиваля, ориентированная на молодых начинающих менеджеров, существовала на протяжении четырех лет - с 2002 по 2005 год. Проведение семинара "Международное фестивальное сотрудничество" возрождает традицию проведения образовательных семинаров в дни "Международной недели консерватории". В этом году в Петербург был приглашен один из ведущих менеджеров Соединенных Штатов Америки - Кеннет Фишер. Молодым специалистам есть чему у него поучиться. Например, в этом сезоне Фишер приглашает на один из американских фестивалей Симфонический оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым и оркестр нашей филармонии во главе с Юрием Темиркановым. Нам интересно перенять опыт успешного менеджера и узнать, как он организует фестивали.

    РГ: А какое место отводится образовательной программе в рамках фестиваля?

    Стадлер: Мы не боимся экспериментировать. Поэтому в этом году вниманию гостей фестиваля представлена выставка фотоматериалов и документов "Международной недели консерватории: 2001-2010". На ней можно увидеть фотографии, программы, афиши, буклеты - все то, что делалось на протяжении десяти лет существования фестиваля. Ведь памятный фотоальбом, зафиксировавший самые интересные и значимые события прошедших лет, - неотъемлемая часть каждого юбилея. Запечатленные на снимках люди, причастные к истории фестиваля, позволят нашим гостям проследить его историю. Для консерватории, которая не является концертной организацией, создание такого проекта и его сохранение на должном уровне - подтверждение наличия у учебного заведения больших музыкальных резервов и ресурсов. Ежегодно в Петербурге проводится около трехсот фестивалей, и долгожителей среди них не так много. Нам же удается удерживать интерес публики на протяжении десяти лет, и это только начало!

    Поделиться