27.10.2010 23:18
    Поделиться

    Петербургские соборы-музеи пока оставят городу

    Русская православная церковь пока не собирается претендовать на Смольный и Исаакиевский соборы, храм Спаса на Крови и Петропавловский собор.

    Как сообщила глава комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Вера Дементьева, соответствующая договоренность между городскими властями и церковными иерархами уже достигнута.

    - Между правительством Санкт-Петербурга и Московской патриархией достигнуто соглашение по данному вопросу, - подтвердила она "Российской газете". - Речь идет о сочетании музейной и религиозной функций. На данном этапе ведутся переговоры об увеличении присутствия Русской православной церкви. Отношения будут регулироваться особыми соглашениями, разработка которых ведется при полном взаимопонимании сторон.

    В Московской патриархии заявление петербургского чиновника назвали "тактическим ходом".

    - В Санкт-Петербурге, конечно, особые обстоятельства, - отметил пресс-секретарь Московской патриархии отец Владимир Вигилянский. - Но отказ носит временный характер. Позиция Церкви неизменна: все имущество, которое принадлежало Церкви, должно быть ей возвращено. Вероятно, решение по Петербургу - тактическое, но не стратегическое.

    Между тем директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров считает, что для передачи Смольного и Исаакиевского соборов, храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) вообще нет правовых оснований.

    - До 1917 года эти храмы принадлежали государству, были построены государством, они не были приходскими, - поясняет он. - Все три находились в подчинении министерства внутренних дел, средства на постройку выделялись из государственной казны. На постройку Исаакия, например, было затрачено 23 с четвертью миллиона рублей серебром. Этих денег хватило бы на проведение двух военных кампаний. Смольный собор по воле императора Николая Первого был назначен главным храмом всех учебных заведений, а Спас на Крови строился как историко-мемориальный комплекс на месте смертельного ранения императора Александра Второго.

    Единственный храм, который являлся приходским, - Сампсониевский собор. Однако и его к 200-летию Полтавской битвы приводили в порядок на государственные деньги.

    При этом сейчас все четыре храма-музея используются для совершения церковных богослужений. В Сампсониевском храме они проходят ежедневно, в остальных еженедельно и по большим церковным праздникам.

    - В Санкт-Петербургской епархии нас благодарят за то, что у них голова не болит, где взять деньги на свет, тепло, водоснабжение, - поясняет директор комплекса. - Приход Сампсониевского собора тоже не хочет передачи Церкви, потому что мы снимаем и с них множество проблем, ведь содержание музейного объекта - дело не дешевое. Единственная проблема - использование открытого свечного огня. В музейных интерьерах это пока невозможно, но мы над этим работаем.

    По мнению специалистов, есть и еще одно довольно веское основание для оставления храмов-музеев в ведении города. Как популярные туристические объекты они приносят немалый доход, деньги идут в том числе на содержание и реставрацию этих уникальных памятников. Только Исаакиевский собор в год посещает полтора миллиона туристов. Между тем по церковным канонам брать плату за вход в храм не дозволяется. Вопрос о том, где в этом случае брать средства, остается открытым.

    Тем временем

    С 1 января 2011 года музей "Исаакиевский собор" уравняет стоимость билетов для российских и иностранных граждан - 200 рублей. По новым правилам туристы из-за рубежа с января будут платить на 120 рублей меньше, а россияне на 70 рублей больше.

    Кстати

    Православная церковь взялась за восстановление лютеранской кирхи Берхерсдорф в Калининградской области. Храм 1735 года постройки в поселке Зеленополье Гурьевского района, известный уникальной мозаичной фреской с изображением сеятеля, недавно передан в собственность РПЦ. Православные верующие, жители поселка и сотрудники местной администрации недавно провели в нем субботник.

    Поделиться