27.10.2010 23:20
    Поделиться

    Павел Астахов: Новый конфликт в Боголюбовском монастыре - это не решенные старые разногласия

    Из Свято-Боголюбовского монастыря снова поступили жалобы на жестокое обращение с живущими в монастыре несовершеннолетними воспитанниками.

    На этот раз из Владимирской области в Москву приехала целая делегация - воспитанники Боголюбского монастыря Степан, Марина и Ксения в сопровождении директора епархиальной школы-пансиона Суздаля иерея Виталия Рысева и матери одной из девочек, бывшей послушницы монастыря. Их рассказ о страданиях монастырских подростков изобиловал тягостными подробностями: из воспитательской комнаты часто раздавался плач избиваемых детей, воспитанники работали на монастырских полях с раннего утра и допоздна, а в качестве наказания их лишали еды и сна.

    В Московской патриархии немедленно заявили, что снова проверят ситуацию в Боголюбово. Вторичную проверку начала Генпрокуратура. Дело взяли под свой контроль Общественная палата и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Независимое расследование ведут сотрудники детского омбудсмена Павла Астахова.

    Как разъяснил в минувший понедельник журналистам председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, год назад комиссия патриархии, работавшая в монастыре, не нашла подтверждения фактам жестокого обращения, о которых писала в своей жалобе Генпрокурору, Патриарху и президенту воспитанница приюта. "Мы не говорили, что этих фактов не было, мы не смогли эти факты подтвердить, основываясь, в первую очередь, на тех свидетельствах, которые давали сами дети. Сегодня эти же дети говорят другое. Потому очевидно, что этот вопрос требует нового, дополнительного изучения, которое в общем сейчас и происходит с подключением различных общественных сил и государственных соответствующих органов", - сказал Легойда.

    В прошлом году после проверки со стороны патриархии монастырю дали рекомендацию, чтобы дети покинули пределы обители. Приюта как такового в монастыре не стало, и, по данным заместителя управляющего делами Московской патриархии игумена Саввы (Тутунова), детей направили в суздальскую епархиальную школу-пансион. Но, часть из них родители оттуда забрали, и судьба некоторых - неизвестна. Как пояснил журналистам отец Савва, поскольку документов на открытие приюта у монастыря изначально не имелось, скорее, это был своего рода интернат, куда родители помещали детей на время получения образования. Попечительство было оформлено на одну из сестер монастыря.

    Комментарии

    Андрей Кураев, протодиакон:

    - Я бы не советовал направлять детей в Свято-Боголюбовский монастырь, даже если бы их там носили на руках. Этот монастырь - малоканоническое, нетрадиционное образование, поскольку церковный канон запрещает совместное проживание лиц мужского и женского пола в такого рода монастырях. А здесь игумен Петр Кучер игуменствует в женском монастыре. У собравшейся вокруг него общины давняя скандальная история, они со скандалом покинули Воронежскую епархию, их пребывание во Владимирской епархии также все время на грани фола. Они готовы приветствовать любые сплетни, лишь бы в них негативным образом представал образ Патриарха.

    Проверить, справедливы ли вновь возникшие жалобы на жестокое обращение с детьми - это дело прокуратуры. По моим сведениям, значительная часть воспитуемых там детей, это рожденные еще в миру дети самих монахинь, а также трудниц и послушниц. Хочу подчеркнуть, что опыт Боголюбовского монастыря - это маргинальный опыт, и эту историю нельзя переносить на все остальные монастыри. Есть замечательные приюты при монастырях. Например, приют для мальчиков в Раифском монастыре в Татарстане. Меня поразило, что на песенном конкурсе в Казани его воспитанники пели под гитару обычные песни про девчонок и про любовь, и только одну - на церковную тему. Воспитывающие их монахи не фанатируют их под себя, не готовят к монашеской жизни, никто не изменяет принципу "свободы воли".

    Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:

    - Ко мне Степан, Ксения, Марина и ее мать обратились с письменными заявлениями 15-16 октября. Год назад по жалобе воспитанницы монастырского приюта 16-летней Валентины Перовой уже были серьезные проверки. Ситуацией тогда занимались сразу несколько комиссий: и от Московской Патриархии, и от Генпрокуратуры, и созданная губернатором. "Под контроль" дальнейшую жизнь подростков в монастыре брали и прокурорские, и Общественная палата, и Патриархия. Почему же спустя год возникло такое дежавю? Плохо тогда разобрались? Плохо потом контролировали?

    Начав разбираться в этом деле, я понял, что год назад имевшийся внутренний конфликт до конца решен не был, и итогами тех проверок кто-то из участников всей этой истории остался недоволен. Вряд ли это дети, которые, к сожалению, часто выступают лишь инструментом в руках взрослых, решающих свои споры и проблемы. Ведь подростки, заявившие в прошлый раз о жестоком обращении с ними, потом отказались от этого. И сегодня, спустя год, история повторилась: ребята сперва обратились в милицию, а через два дня написали отказные заявления. Затем уже во второй раз себя опровергли и стали давать комментарии СМИ.

    За эти дни нам удалось выяснить, что с бывшими воспитанницами монастыря, судьба которых была неизвестна, - Светланой Кузнецовой и Вероникой Сариной - ничего не случилось. Светлана сейчас в Татарстане у своего отца, Вероника - также по месту жительства своего отца, в Воронеже.

    Когда верстался номер

    "В целях обеспечения полной и объективной проверки доводов заявителей и выяснения всех обстоятельств следственными органами Следственного комитета по Владимирской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом "д" части 2 статьи 127 УК РФ ("Незаконное лишение свободы несовершеннолетнего")", - сообщил в среду представитель СКП РФ Владимир Маркин.

    Поделиться