25.10.2010 23:30
    Поделиться

    В сфере энергоэффективности в России пока нет масштабных программ - эксперты

    В Москве состоялся Второй форум "Инфраструктурные проекты России". Его основная тема - комплексное развитие инфраструктурных отраслей с целью транспортного, энергетического, телекоммуникационного обеспечения модернизации российской экономики.

    В выступлениях участников форума отмечалось, что не только инвестиционное, но также проектное и юридическое сопровождение большинства инфраструктурных проектов не позволяет реализовывать их в обозначенные сроки. Кроме того, многие проекты такого рода часто пересматриваются или откладываются в "долгий ящик" по решениям региональных администраций, а это, в свою очередь, зачастую приводит к "уходу" инвесторов. И, стало быть, ко все более частым проектным переработкам.

    По мнению заместителя председателя правления Евразийского банка развития Геннадия Жужлева, "форум по инфраструктуре мы считаем оптимальной дискуссионной площадкой, где можно обсудить всю палитру вопросов, касающихся инфраструктурных проблем. Ибо речь идет о качественной аудитории - первых лицах компаний и руководителях госструктур. Такой контекст позволяет надеяться на то, что темы, поднимаемые участниками, воплотятся в новые инвестпроекты и в новые решения на государственном уровне".

    Но в экономике усиливаются межрегиональные диспропорции, что, как отмечали участники форума, обусловлено сохраняющимися "разрывами" в транспортных артериях, электросетях, телекоммуникациях. Во-первых, в большинстве регионов остается высоким уровень износа основных фондов, в том числе в энергетике и на транспорте. Так, президент Ассоциации строителей России Николай Кошман посетовал на форуме, что лишь 30% российских дорог соответствуют международным стандартам.

    А во-вторых - сохраняется низким уровень переработки местного разнообразного сырья, что, в свою очередь, недозагружает транспортную инфраструктуру или приводит к "сырьевым" перевозкам на излишне дальние расстояния. Особенно это характерно для перевозок лесного, химического, многих видов продовольственного и металлургического сырья, переработка которого зачастую происходит в регионах, на сотни километров отдаленных от сырьевого производства.

    Что касается энергоинфраструктуры, глава Рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Общественной палаты РФ Анатолий Либет подчеркнул, что, к примеру, в сетевом хозяйстве до 40% оборудования отработало свой нормативный срок, а современное пока с трудом внедряется в этой подотрасли электроэнергетики. По его мнению, в стратегии развития энергетических объектов РФ до 2030 года недостаточно учитывается фактор энергетической эффективности. Хотя вложения в сбережение энергии в три раза ниже, чем затраты на создание новых энергообъектов.

    Кстати, по исследованиям Всемирного банка и Международного энергетического агентства (2009-2010 гг.), Россия уже который год входит в число стран - мировых лидеров по объемам потерь энергосырья при добыче, транспортировке и переработке. А такие потери сопоставимы с энергопотреблением некоторых не только развивающихся, но и развитых стран. Включая Францию, Швецию, Тайвань.

    Как отметил А. Либет, для тщательной диагностики основных фондов в энергетике нужны профессиональные энергоаудиторы, по примеру многих стран. Поэтому "создание в России профессионального сообщества энергоаудиторов - одна из приоритетных задач".

    А вот в сфере энергоэффективности пока нет масштабных программ. Реализуются в этой сфере, по данным Союза нефтегазопромышленников России и Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, лишь считаные пилотные проекты, например, Тюменский "Энергоэффективный квартал" и развитие ветроэнергетики в Калмыкии. Главные причины такой ситуации - не только дефицит муниципального и регионального финансирования такого рода проектов, но и недостаточное стимулирование государственно-частного партнерства (ГЧП) в комплексном развитии внутри- и межрегиональной инфраструктуры. Причем в инфраструктурных программах наиболее продуктивной ГЧП, как показывает практика, могут стать концессии. Такую точку зрения высказали заместитель генерального директора корпорации развития Южной Якутии Галина Горина и замгендиректора корпорации Урал Промышленный - Урал Полярный Борис Кириллов.

    По словам Б. Кириллова, в рамках в основном концессионного ГЧП реализуется крупнейший в постсоветской России транспортный проект: приполярная стальная магистраль Салехард - Надым - Новый Уренгой - Коротчаево (Западная Сибирь - Восточная Сибирь) протяженностью более 1 тыс. км. Причем за счет внедрения инновационных транспортно-строительных технологий суммарные расходы на создание такой магистрали, как отметил Б. Кириллов, снижены со 197 до 153 млрд руб. Эта артерия, строившаяся в 1948-1953 годах, впервые соединит друг с другом изобилующие природными ресурсами приарктические территории РФ, как и эти территории с железнодорожной сетью остальной России.

    Посредством концессионного ГЧП в 2012-2019 годах будет реализовываться, по данным Г. Гориной, аналогичный проект по комплексному развитию Южной Якутии. В его инвестфинансировании доля госсредств - 25%, а 75% обеспечат частные инвесторы (стоимость проекта в текущих ценах - 422,5 млрд руб.). Проект, как отметила Г. Горина, предусматривает в целом создание свыше 10 промышленных, транспортных и энергетических объектов, включая южно-, центрально-якутские железные дороги и их стыковку с БАМом или Транссибом.

    Поделиться