25.10.2010 23:20
    Поделиться

    Рынку CD и DVD в России осталось жить недолго - не больше 7 лет

    Рынок DVD, который последние пять лет до кризиса показывал ежегодный рост в 25-30%, неуклонно падает. Если еще год назад среди причин, вызывающих падение рынка, эксперты называли снижение покупательского спроса из-за желания потребителей экономить, то сейчас на рынке появилась новая тенденция: DVD уходят в подарочный сегмент, как ранее это случилось с CD. Теперь их покупают или коллекционеры, или крайне занятые люди, которым некогда осуществлять поиск в Интернете.

    По подсчетам компании "GFK Русь", в первом полугодии 2010 года оборот рынка DVD-дисков сократился на 13,7% в денежном эквиваленте и на 5% в штучном эквиваленте по сравнению с тем же периодом прошлого года. По словам директора департамента исследований рынка развлечений компании Гийома Геррена, это обусловлено прежде всего падением средней розничной цены на DVD-диски, а не покупательной способностью россиян.

    По оценкам экспертов, объем рынка легальных продаж DVD, включая CD, в прошлом году составил около 1,6 млрд долл. В доходах от продаж легальных дисков около 30% приходится на сети, 50-60% - на отчисления автору и дистрибьютору, остальное получают производители DVD.

    По данным Ассоциации DVD-издателей, доля пиратской видео продукции на российском DVD-рынке составляет 75-80% от общего объема видеопродаж.

    Впрочем, по некоторым прогнозам, рынок физических носителей вообще должен вскоре исчезнуть. По словам Юрия Цейтлина, директора компании CD Land, рынок CD и DVD в России просуществует еще 7 лет.

    Аналитики полагают, что российские сотовые операторы будут увеличивать доход за счет онлайн-торговли цифровым контентом, вытесняя продавцов физических носителей данных. По мнению президента компании МТС Михаила Шамолина, рынок DVD, объем которого в России составляет миллиард долларов, вообще должен исчезнуть - контент можно будет получить онлайн вместо того, чтобы покупать диски в переходе.

    По словам Шамолина, при нынешнем уровне проникновения сотовой связи в России борьба за новых абонентов теряет смысл - бороться приходится за тех, кто часто меняет оператора, а это не самые выгодные клиенты. Операторы должны искать новые источники дохода на рынке цифрового контента, не производя его, а собирая, агрегируя и предлагая в удобной потребителю форме.

    В России становится все больше людей, имеющих доступ к широкополосному Интернету, и это тоже весомый аргумент в борьбе за новый рынок. А сотовые операторы расширяют доступ к сетям 3G, увеличивающим возможности скачивания более "тяжелого" контента.

    Еще пару лет назад этот рынок в России мало кого интересовал. Сайты, желавшие распространять легально видео в Интернете, самостоятельно заключали договоры напрямую с правообладателями, те с неохотой шли на новый для них рынок с высоким уровнем пиратства, представленный к тому же никому не известными компаниями. В результате ассортимент легального видео на одном сайте редко превышал десяток фильмов. Сейчас рынок структурируется: появились игроки, продающие права на видеоконтент в Интернете пакетами, представляя интересы сразу многих крупных правообладателей. В этой схеме есть, правда, исключения: киностудия "Мосфильм" решила никому не предоставлять права на интернет-дистрибуцию своих фильмов, а распространять их самостоятельно, создав свой сайт.

    Помимо МТС есть и другие желающие легально продавать видео в Интернете - они тоже ведут переговоры с мейджорами. По словам гендиректора компании Россия/СНГ Warner Home Video Марины Трушиной, число обращений в студию тех, кто хочет получить права на распространение видеоконтента в российском Интернете, за последний год выросло - ведь без голливудских медиагигантов этот рынок развиваться не может.

    Пока инвестиции в распространение "легального" видео через Интернет не окупаются - инвестировать в это могут себе позволить только крупные компании. Они понимают, что отбить вложенные средства напрямую от продаж не получится, и фактически инвестируют в аудиторию, которую привлекут данным контентом. Мейджоры хотят достаточно большие гарантии, которые интернет-сайтам тяжело отбить.

    По словам исполнительного директора Ассоциации DVD-издателей Владислава Дьяченко, сейчас компании пытаются "застолбить место" на новом рынке к тому моменту, когда произойдет резкий рост этого сектора. Многие ждут этого роста за счет принятия на государственном уровне каких-то серьезных мер по борьбе с пиратством. Сейчас эта борьба набирает обороты.

    Аналитики предсказывают десятикратный рост рынка видеоконтента в Рунете с 2010 по 2015 год. К концу этого года объем рынка видеоконтента составит до 20 млн долл. Таким образом, к 2015 году он может вырасти до 180 миллионов долларов.

    При этом аналитики отмечают преимущественно бесплатный доступ к контенту для пользователей в Рунете (доход веб-проектам обеспечивает размещение онлайн-рекламы и спонсорство специальных проектов), практически полную невостребованность аренды и покупки фильмов онлайн, отсутствие лицензионного рынка сервисов интернет-ТВ, предоставляющих вещание телевизионных каналов за отдельную плату, а также отсутствие лицензионных сервисов с бесплатным ТВ-контентом.

    Сегментация рынка DVD/CD/Multimedia-носителей в России

    Поделиться