24.10.2010 23:00
    Поделиться

    Вышел сборник очерков-портретов Дмитрия Шеварова

    В издательстве "Феория" вышла книга очерков и интервью Дмитрия Шеварова, хорошо известного читателям "РГ-Неделя" по его постоянной рубрике "Календарь поэзии".

    В связи с книгой Шеварова мне вспоминается мысль русского философа Константина Леонтьева о "лицах". Он считал, что истинным достижением любой цивилизации являются не дороги и "всемирно удобные учреждения", а лица человеческие. Такие разные, необычные... И чем их больше, тем и цивилизация богаче и объемнее. Очень утешительная мысль для России, где как раз с дорогами и "удобными учреждениями" туговато. Зато лиц много! Вернешься из Европы и чертыхаешься: как у нас все плохо, некомфортно устроено! Но на лицах (даже в переполненном метро) отдыхаешь душой. Да, очень интересные лица, фигурные, харaктерные, хоть на экспорт отправляй! Что мы, отчасти, и делаем. Особенно с женскими лицами.

    Дмитрий Шеваров любит русские лица. Чуть не сказал "российские", но вовремя остановился. Нет, именно русские лица! Хотя среди его персонажей люди, строго говоря, разных национальностей. Русские, евреи, грузины... Здесь это не имеет значения. Всё это представители русской культуры, носители русского языка, наследники русской истории, люди, воспитанные на русской литературе, русском пейзаже. У Шпенглера это называется немецким словом "гештальт". Это люди русского "гештальта".

    Впрочем, не будем лукавить, и советского "гештальта" тоже. Как отделить от советской культуры и специфического советского языка, скажем, Юрия Никулина и Виктора Астафьева? Да и Юрия Норштейна. И Лидию Чуковскую. И даже ее великого отца, Корнея Ивановича, который хотя и гладил по головке еще Володю Набокова, но был ведь и советским человеком.

    Всё очень сложно было в нашей истории ХХ века. И эта сложность замечательно передается автором этой удивительной книги через лица. Такие разные, но и родственные какой-то общей щемящей тональностью.

    Подозреваю, что эту тональность Дмитрий Шеваров продуцирует из себя. Он сам по-доброму относится к миру, к людям. Он не различает среди них великих и простых. Вернее, различает, конечно, не такой он простак. Но не это для него главное, а таинственный сердечный свет, исходящий от всех этих людей. Простая няня Анна Тимошкина и отнюдь не простой писатель Константин Паустовский. Они стоят в его альбоме "почти что рядом", как Пушкин с Маяковским в его "Юбилейном". Загадочный философ отец Павел Флоренский и простая сестра милосердия Маша Новикова, которая пишет в сочинении: "Сестра милосердия - значит непременно должно быть милое сердце. А подхожу ли я?" Она пишет это, и сама не понимает, что... уже ответила на свой вопрос.

    В этой книге важны детали... Что объединяло Виктора Некрасова и Валентина Распутина? Талант, литература? У Шеварова не так. Прочитав в Париже "Уроки французского", Некрасов вместо отклика прислал Распутину, с которым не был знаком, бандеролью три яблока. Как их пропустили на таможне? Это те яблоки, которые послала мальчику героиня рассказа Распутина.

    Так и всё в этой книге. Десятки лиц. Известных и безвестных. Знаменитых и тех, кто останется в коллективной памяти только благодаря книге Димы Шеварова. Это добрые лица. Это наши лица. Мы можем гордиться ими. И, может быть, это то единственное и несомненное, чем мы можем гордиться.

    Поделиться