21.10.2010 16:24
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 9: Фонетический разбор. Алфавит. Графика. Орфография

    Итак, на предыдущих занятиях мы учились писать сочинение - рецензию на авторский текст. За бортом нашего корабля остались такие темы, как слова исконные и заимствованные, устаревшие историзмы и архаизмы, неологизмы. И огромный пласт "Функциональные стили речи", куда входят разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили со своими особенностями лексики, морфологии и синтаксиса. Всё это есть в книге М. Карнауховой "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю", которую можно приобрести в издательстве "Горная книга". Сегодня и в дальнейшем мы будем говорить об элементах языковой системы - фонетике и ее влиянии на орфографию, о самой орфографии, разборе слова по составу и словообразовании, морфологии и синтаксисе.

    Занятие 9. Фонетический разбор. Алфавит. Графика. Орфография

    Записывая слово, мы сначала его проговариваем про себя. Есть языки, где буквами алфавита на письме передаются все звуки, - в этом случае число букв и звуков в слове совпадает. В русском языке буквы передают не все звуки. Чтобы в этом убедиться, попробуйте написать на слух слово сдирает. У вас вполне может получиться "здираит" или "здераит". А почему? Потому, что вы записали на слух, а не по правилам грамотного письма приставку -с, корень -дир-, глагольное окончание -ет. Только в суффиксе -а- вы не ошиблись, поскольку на звук [а], обозначенный этой буквой, падает ударение.

    Из этого поучительного примера следуют два вывода. Первый: наше письмо звуко-буквенное и выработка стойких навыков правописания должна производиться с учётом звукового - фонетического - устройства слова. Второй: умение выделять морфемный состав слова, то есть приставку, корень, суффикс и окончание, - непременное условие грамотного письма.

    Нормы литературного произношения зафиксированы в орфоэпическом словаре, написания слов - в орфографических словарях.

    Начнём анализ звукового и буквенного состава русских слов с алфавита. Над буквой надпишем её название, под буквой в значке транскрипции основные звуки, которые соответствуют ей при произношении в слове.

                                      

     

    Значком [ ] обозначается транскрипция; значком ` - мягкость согласного звука, есть также долгие согласные звуки, они произносятся, например, в словах щука ([ш`]ука), касса (ка[с]а), беззаботный (бе[з]аботный), длинный (дли[н]ый).

    Здесь и далее может употребляться транскрипция части слова или одной буквы.

     
    Комментарии.

    1. Все гласные буквы имеют звуки, отражённые в представленной транскрипции, только под ударением. Гласным звукам принадлежит важнейшая функция в слове: на них падает ударение и они образуют слог.

    Слог - звук или группа звуков, которые произносятся одним напором выдыхаемого воздуха. В русском слове ударение только одно и столько слогов, сколько гласных звуков - на письме, соответственно, букв, например: эхо - э-хо, безопасность - бе-зо-па-сность, карман - ка-рман, майка - май-ка, компас - ком-пас.

    Внимание! В наших примерах отразилось слогоделение как явление фонетики, связанное со степенью звучности, которой обладают звуки. Самый большой индекс звучности - 4 - у гласных звуков, в образовании которых участвует голос. Далее идут согласный [й`] и сонорные согласные [л, м, н, р] с индексом звучности 3, в образовании которых участвуют голос и шум. Наконец, все остальные согласные звуки со степенью звучности 1, в образовании которых участвует только шум и которые имеют общее название шумные. Граница слога проходит по границе степени звучности: после гласного звука (первые три слова) или после согласного [й`] и сонорного согласного, если за ними стоит шумный согласный (последние два слова). По правилам же и делить слово на слоги, и давать научную характеристику слогам можно только в фонетической транскрипции. В нашем случае важно отметить два момента:

    1)                       слогоделение не всегда совпадает с правилами переноса слов;

    2)                       по тому, какую позицию по отношению к уданому слогу занимают остальные слоги, они делятся на предударные и заударные (найдите их в приведённых словах). В безударной позиции большинство гласных звуков изменяют своё качество, например, часы [ч`иэсы], отчего и возникает вопрос о написании буквы на месте безударного звука.

    В книге будут предложены задания на расстановку в словах ударения - проверяйте себя по орфографическому словарю.

    2. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я уже в самом названии букв имеют два звука. При этом первый звук [й`], а второй как у соответствующего гласного [э, о, у, а]: Е [й`э], Ё [й`о], Ю [й`у], Я [й`а]. Эти буквы могут при определённых позициях в слове, произноситься как два звука, например, юла [й`ула], а могут терять [й`], и тогда остаётся только вторая часть, например, люк [л`ук].

    3. Почти все согласные буквы имеют звуки, которые могут произноситься в слове твёрдо и мягко, то есть образуют пары по твёрдости-мягкости: произнесите, например, звук буквы Н в словах ныл [ныл] - Нил [н`ил]; кон [кон] - конь [кон`].

    Лишь шипящие звуки [ж, ш, ш`, ч`] на месте согласных букв Ж, Ш, Щ, Ч, свистящий звук [ц] на месте буквы Ц и звук [й`] на месте буквы Й не имеют этой двойственности:

    а) звуки [ж, ш, ц] только твёрдые: невозможно произнести "[ж`ивот]" - только [жывот], хотя в этом слове и пишется после Ж буква И;

    б) звуки [ч, ш`, й`] только мягкие: сравните абсолютно одинаковое произношение конечных согласных звуков в словах дочь и мяч, несмотря на наличие или отсутствие на письме Ь.

     

    Задание. Известно, что букве Щ соответствует мягкий долгий звук [ш`]. Писать надо ту букву, звук которой произносится: шар [шар], мещане - ме[ш`а]не, шум [шум], щука - [ш`у]ка, школа, банщик. Однако есть слово, где произносится звук [ш], а пишется буква Щ, означающее "человек, оказывающий помощь". Что это за слово?

     

    4. Мы видим, что согласные буквы Б, В, Г, Д, Ж, З могут произноситься, соответственно, как звуки [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], например, в словах зуб [зуп], всё [фс`о], миг [м`ик], год [гот], нож [нош], воз [вос]. А буквы П, Ф, К, Т, Ш, С в определённой позиции слышатся как [б], [в], [г], [д], [ж], [з]: обкрадывать (о[п]крадывать), отгородить (о[д]городить), сбить [збит`] и т. д. То есть данные согласные звуки образуют пары по глухости-звонкости [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с]. Причём все эти звуки, кроме [ж] и [ш], могут быть также мягкими: сравните, например, произношение звука на месте буквы Б в словах быть, бить, дуб, дробь.

    Остальные согласные звуки непарные по признаку глухости-звонкости: звуки [й`, л, м, н, р] на месте букв Й, Л, М, Н, Р только звонкие, звуки [х, ц, ч`, ш`] на месте букв Х, Ц, Ч, Щ только глухие. Эти звуки по данному признаку не зависят от занимаемой позиции в слове и не изменяются в процессе говорения.

     

    Задание. Укажите слово, в котором произносится звук [з]:

    1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово

    5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Зачем в языке нужны буквы, не имеющие звуков? Они используются только на письме для обозначения:

    а) определённого звучания слова, например, в слове моль звук [л`] на конце произносится мягко, а показано это при помощи Ь;

    б) грамматического показателя слова или формы слова. Например, на конце слов купаться и купается слышится [ца], но пишутся эти слова в соответствии со своей грамматической формой;

    в)разделения в словах согласных звуков и гласных с [й`], например, съел [сйэл], пью [п`йу].

    Итак, буква может в слове иметь тот же звук, что и вне его, например, часас], дубы [дубы] - тогда звук находится в сильной позиции, а звуковое значение буквы называется основным. Буква в слове может иметь не тот же звук, что вне слова, например, часыиэсы], дуб [дуп] - тогда звук находится в слабой позиции, а звуковое значение буквы называется второстепенным. Правила передачи основных звуковых значений букв на письме регулирует графика. Правила передачи второстепенных значений - орфография.

    Задание. Укажите номер (номера), где неправильно поставлено ударение в словах. Проверьте себя по орфографическому словарю, а если не знаете значения слова, то по толковому. Затем сверьтесь с ответом:

     

    1)                 a`лкоголь                 5) парте`р

    2)                 то`рты                      6) ана`том

    3)                 красиве`йший          7) жалюзи`

    4)                 отку`порить              8) каучу

    Ответ: 1, 3,

    Задание. Отгадайте слова по их звуковой характеристике и запишите.

    1. 1-й звук - твёрдая пара звука [р`], 2-й звук - гласный [у], 3-й звук - глухая пара звука [г], 4-й звук - гласный [а].

    2. 1-й звук - мягкая пара звука [л], 2-й звук - гласный [и], 3-й звук - глухая пара звука [б], 4-й звук - гласный [ы].

    3. 1-й звук - непарный мягкий глухой звук [ч`], 2-й звук - гласный [а], 3-й звук - мягкая глухая пара звонкого звука [з], 4-й звук - мягкая глухая пара звонкого звука [д]. Букв в этом слове больше, чем звуков, на одну единицу.

    4. 1-й звук - гласный [э], 2-й звук - глухая твёрдая пара звука [д`], 3-й звук - гласный [а], 4-й звук - парный твёрдый [ш], который не совпадает с написанной буквой.

    5. 1-й звук - мягкий непарный согласный [й`], 2-й звук - гласный [э], при этом оба звука обозначают одну гласную букву; 3-й звук - мягкая пара твёрдого звука [л]. Количество букв и звуков в этом слове совпадает.

     
    Поделиться