21.10.2010 14:02
    Поделиться

    Андрей Кураев о Боголюбовском монастыре: В такого рода просектантские общины детей лучше не отдавать

    Из Свято-Боголюбовского монастыря снова поступили жалобы на жестокое обращение с детьми, живущими в монастыре воспитанниками.

    Как и в прошлом году, дети и взрослые жаловались на жесткое обращение. Одна из воспитанниц, Марина Лойко, рассказала, что ее заставили съесть кружку соли, били ремнем - 103 раза подряд, лишали еды и сна за малейшие провинности.

    Правда, в прошлом году многочисленные комиссии, светские и церковные, проверявшие жалобы на жесткое обращение с детьми, не нашли подтверждения тех фактов, о которых воспитанницы писали в письмах к Генеральному прокурору, Патриарху и президенту.

    На этот раз из Владимирской области в Москву, в редакцию одной из центральных газет приехала целая делегация - трое воспитанников Боголюбовского монастыря Степан, Марина и Ксения в сопровождении директора епархиальной школы-пансиона Суздаля иерея Виталия Рысева и матери одной из девочек, бывшей послушницы того же монастыря Раисы Лойко. Их рассказ о страданиях монастырских подростков изобиловал тягостными подробностями: из воспитательской комнаты приюта часто раздавался плач детей, избиваемых ремнем, воспитанникам приходилось работать на монастырских полях с раннего утра до позднего вечера, а в качестве наказания их лишали еды и сна, велели совершать по 300-500 поклонов.

    В Московской патриархии заявили, что заново проверят обстоятельства содержания детей в Боголюбово. Генпрокуратура России, по сообщению официального представителя ведомства Марины Гридневой, проведет свою проверку, Общественная палата собирается взять ситуацию под свой контроль. Независимое расследование проведет аппарат уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова.

    Интересно, что в прошлом году после проверки со стороны патриархии члены проверяющей комиссии дали монастырю рекомендации, чтобы дети покинули пределы обители.

    По данным заместителя управляющего делами Московской патриархии игумена Саввы (Тутунова), дети были направлены в суздальскую епархиальную школу-пансион, но, поскольку большинство из них не были сиротами, родители забрали часть детей из пансиона, и дальнейшая их судьба комиссии неизвестна.

    По его комментарию, данному агентству Интерфакс - Религия, боголюбовский приют, "строго говоря, нельзя назвать приютом", поскольку документов на его открытие у монастыря не было. Скорее это некий интернат, куда родители помещали своих детей на время получения образования. Попечительство было оформлено на одну из сестер монастыря, которая выступала их опекуном, при этом дети жили "при опекуне" и учились экстерном.

    - То, что можно предположить из текущей ситуации, это то, что дети продолжали проживать уже не в самом монастыре и не в его официальных скитах, а в частных домах вокруг обители, которые, судя по всему, купили почитатели монастыря, духовные чада отца Петра (Кучера).

    комментарий

    Протодиакон Андрей Кураев:

    - Я бы не советовал направлять детей в Свято-Боголюбовский монастырь, даже если бы их там носили на руках, а сами они всячески стремились туда попасть. Этот монастырь - малоканоническое, нетрадиционное образование, поскольку церковный канон запрещает совместное проживание лиц мужского и женского пола в такого рода монастырях. А здесь игумен Петр Кучер игуменствует в женском монастыре.

    У собравшейся вокруг него общины давняя скандальная история, они со скандалом покинули Воронежскую епархию, и их пребывание во Владимирской епархии также все время на грани фола. Они готовы приветствовать любые сплетни, лишь бы в них негативным образом представал образ Патриарха.

    Проверить, справедливы ли вновь возникшие жалобы на жестокое обращение с детьми - это дело прокуратуры. Но, повторю, в такого рода просектантские общины детей лучше не отдавать, даже если там все хорошо. Хотя, по моим сведениям, значительная часть воспитуемых там детей, это рожденные еще в миру дети самих монахинь, а также трудниц и послушниц.

    Я бы хотел также подчеркнуть, что опыт Боглюбовского монастыря - это маргинальный опыт, там все слишком своеобразно, и эту историю нельзя переносить на все остальные монастыри, занятые воспитанием сирот. Есть замечательные приюты при монастырях. Я бы прежде всего привел в пример приют для мальчиков в Раифском монастыре в Татарстане. Меня поразило, что на песенном конкурсе в Казани их воспитанники пели под гитару обычные песни про девчонок и про любовь, и только одну - на церковную тему. Это говорит о том, что воспитывающие их монахи не фанатируют их под себя, не готовят к монашеской жизни, никто не изменяет принципу "свободы воли".

    Поделиться