19.10.2010 23:10
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Новому мэру надо будет заново создавать стратегию межнациональных отношений в Москве

    Конечно, было бы правильнее всего посвятить свою еженедельную колонку назначению нового мэра Москвы. После того как Д.А. Медведев остановился на С.С. Собянине, предложив проголосовать за него московским депутатам, все стали спорить о том, что в первую очередь должен сделать новый московский градоначальник. Предлагали разное. Но никто не сказал о том, что новому руководству столицы надо будет помимо всего прочего значительно улучшить инфраструктуру культурных учреждений города, потому что по количеству услуг в сфере культуры среди российских городов Москва занимает далеко не первое место. Понятно, что, если посчитать число театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, библиотек и музыкальных школ, получится весьма внушительная цифра. Но если мы сопоставим ее с числом обитателей нашего мегаполиса, то убедимся, что в Москве ситуация далека от благополучия не только по европейским, но и по российским стандартам. Не говоря уже о том, что после сноса гостиницы "Россия" в городе нет ни одного достойного зала для популярной музыки, катастрофически отсутствуют необходимые пространства для показа музыкальных спектаклей, нет места для проката антрепризных и экспериментальных постановок и т.д. и т.п. Я высказывал все эти соображения еще в начале нынешнего десятилетия и повторял их не раз, поэтому не приму упрека в том, что эта критика вослед ушедшему мэру неприлична.

    Сегодня в спальных районах столицы, особенно построенных в минувшее десятилетие, трудно найти библиотеку и музыкальную школу, кинотеатр и клуб, что называется, в шаговой доступности. Это не новая проблема, она существовала еще при советской власти, но при значительном сокращении учреждений культуры, которые принадлежали профсоюзам и находились в ведении различных предприятий и организаций, она приобрела новую остроту. Подросткам просто некуда деться по вечерам, а это усиливает и без того немало социальное напряжение. Бороться с криминалом можно по-разному. Одни думают, что надо построить новую тюрьму, другие с большим на то основанием считают, что надо открыть музыкальную школу, создать духовой оркестр для подростков в клубе, устроить спортивную площадку или собрать деньги на бассейн. Можно сказать, что все это невидимые миру слезы. Только нужно понимать, что они в любой момент могут стать видимыми.

    Как стали видимыми все проблемы, связанные с тем, что Москва притягивает к себе миллионы людей из стран нового зарубежья, без которых город сегодня уже не может обходиться. При всех усилиях городских властей эти проблемы всегда решались двойственно. Ю. Лужков как опытнейший хозяйственник не мог не понимать, что без мигрантов, готовых выполнять любую работу за минимальное вознаграждение, город существовать не может. Ю. Лужков как политик социалистически консервативной ориентации в последние годы выступал за ограничение миграции как таковой и квотирование рабочих мест для приезжих. На фоне роста безработицы в период экономического кризиса такая популистская фразеология вызывала поддержку ксенофобски настроенных социальных групп горожан, давно обосновавшихся в Москве или родившихся в ней, но она не могла не вызывать напряжения в среде самих мигрантов, равно как вызывала раздражение среди любых здравомыслящих москвичей. Новому мэру - хочет он этого или нет - надо будет заново создавать стратегию межнациональных отношений в нашем мегаполисе, который опрометчиво называют порой новым Вавилоном. И при ее создании помнить, что ключевые вопросы этих отношений находятся в сфере культуры, языка, национальных традиций. И понимать, что работа с мигрантами должна начинаться еще у них на родине. С изучения русского языка, российской истории, уклада жизни россиян - в средних школах и вузах нового зарубежья. А если они приезжают к нам без этих знаний, то учить их уже у нас. Это не только проблема Москвы или России. Неслучайно даже Ангела Меркель, выступая в минувшую субботу в Потсдаме перед членами молодежной организации своей партии "Юнге унион", сказала: "Мы не приветствуем тех, кто в Германии не говорит по-немецки". Такого рода слова политики уровня бундесканц лера Германии случайно не произносят. Но это было немыслимо еще три года тому назад. Для теоретиков разговоры о межкультурном диалоге уже много лет неизменно привлекательная тема дискуссий на конференциях ЮНЕСКО или Совета Европы. Для практикующих политиков - это вопрос стабильного существования городов и государств.

    В значительной степени о проблемах межкультурного диалога говорили на завершившемся в конце прошлой недели V форуме творческой и научной интеллигенции СНГ, хотя он был посвящен Году науки и инноваций, объявленному в наших странах. И об этом можно было написать отдельную колонку. И не одну. Потому что эти ежегодные встречи интеллигенции новых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, всякий раз убеждают в том, что наше взаимное тяготение друг к другу не иссякает и в новых поколениях молодых ученых и деятелей культуры и искусства. И это при том, что для них сегодня открыт весь мир, - от Парижа до Сан-Паулу. Самое поразительное состоит в том, что они стремятся работать друг с другом, несмотря на то что на постсоветском пространстве сохраняется (а порой и умножается) немалое количество препятствий для такой работы. От таможенных до социальных. Неслучайно в итоговом документе форума его участники, обращаясь к главам государств и правительств СНГ, просили принять меры для свободного обращения в наших странах результатов интеллектуальной, творческой деятельности и свободного перемещения по странам СНГ людей, которые ею занимаются. Ведь Москва, Киев, Астана и другие города СНГ нуждаются не только в талантливых дворниках, но и в инженерах, ученых, педагогах, певцах и кинорежиссерах. СНГ нуждается в свободном рынке труда - успех развития каждой страны будет во многом зависеть от того, насколько она станет привлекательна для высоких профессионалов из других государств, дальних и ближних.

    Понимая всю важность проблем, напомнить о которых я считал своим долгом, все-таки рискну поделиться сокровенным и не боюсь показаться политически незрелым. Если вы захотите почувствовать вкус к жизни или вкус жизни "сладостно-горький", как определил его Даниеле Финци Паска, автор идеи и режиссер-постановщик спектакля "Кортео", сходите в Цирк дю Солей, который приехал в Москву. Вы сможете увидеть клоуна, который решил прорепетировать собственные похороны, видимо, поэтому мир предстает ему таким волшебным и бесконечно трогательным, таким уморительно веселым и возвышенно грустным. Здесь перепутались верх и низ, праздник и отчаяние, и можно по небу ходить вниз головой и кататься на велосипеде с ангелами. Вы увидите первоклассные цирковые номера, но их можно увидеть и на других подмостках и аренах. Вы услышите музыку, которая может напомнить о чем-то услышанном прежде. Но все это совсем неважно. Паска наполнил подмостки такой свободой творчества и таким волшебством искусства, что вы заново ощутите праздник жизни. Жизни как таковой, в которой может происходить все, что угодно. И этого не надо бояться.

    Поделиться