17.10.2010 23:47
    Поделиться

    Три аукциона на сейсмоусиление жилфонда Камчатки были отменены

    Сразу оговоримся, скандал с сейсмоусилением жилых домов на Камчатке получился нешуточный. Три аукциона на сейсмоусиление жилфонда были отменены.

    Камчатский край - самый сейсмоопасный регион страны. Любопытно, что внимание к проблеме сначала привлекли именно федеральные власти. Всю страну облетели слова главы Российского государства, сказанные во время посещения Камчатки осенью 2008 года: "Если долбанет, то последствия будут страшными, а затраты триллионными. Спать потом не сможете, если что-то случится". В начале 2009 года Камчатке было выделено 4 миллиарда рублей для сейсмоусиления жилых домов Петропавловска-Камчатского. Первый аукцион на сейсмоусилительные работы был проведен лишь спустя год. Инфляция к тому времени "съела" около 400 миллионов "сейсмических" дензнаков.

    Наконец первый аукцион состоялся, но был отменен, как и последующие два. В чем же причина? Чтобы ответить на этот вопрос, предоставим слово непосредственному участнику событий, учредителю строительной компании "Коммунтехцентр-Камчатка", депутату Законодательного собрания Камчатского края фракции "Единая Россия", члену Комитета по строительству, энергетике, транспорту и жилищной политике Эдуарду Мелехину.

    Российская газета: Эдуард Викторович, почему отменен первый аукцион на проведение сейсмоусилительных работ?

    Эдуард Мелехин: Во-первых, у меня изначально сложилось впечатление, что правительство Камчатского края во главе с губернатором Алексеем Кузьмицким было склонно создать благоприятные условия для победы одной компании - ОАО "Дальмостострой", на то есть и соответствующие заключения территориального управления федеральной антимонопольной службы.

    РГ: Какова же была реакция главы региона, вашего губернатора?

    Мелехин: Губернатор назвал все это происками "темных" сил. При этом недвусмысленно намекая в том числе и на меня. Также он дал понять, что подряда на сейсмоусилительные работы мне не видать.

    РГ: Что же произошло на втором аукционе?

    Мелехин: Компанией ООО "Коммунтехцентр-Камчатка" были оспорены итоги второго аукциона в Федеральной антимонопольной службе в Москве. Есть такое понятие, как домовые пристройки. К ним относятся магазины, аптеки и т.п. Все эти пристройки находятся в частной собственности. С собственником заказчик в лице министерства строительства Камчатского края должен был заключить договор о возмещении всех издержек, связанных с проводимыми работами по сейсмоусилению. Правительство края решило, по всей видимости, все эти издержки, поверьте, это значительные суммы, "повесить" на исполнителей, т.е. на нас.

    РГ: Допустим, владельцы магазинов не дали бы своего согласия. Тогда...

    Мелехин: Тогда, наверное, к ним пришли бы пожарные инспекторы, представители налоговой инспекции и т.п. с пристрастной проверкой. У исполнительной власти в регионе достаточно способов "уговорить" строптивых бизнесменов.

    РГ: Хорошо, нарушение закона очевидно, и что сделали исполнители?

    Мелехин: Как я уже сказал, обратились в Москву - в Федеральную антимонопольную службу. Там, выслушав наши доводы, отменили итоги второго аукциона.

    РГ: Что последовало за отменой аукциона?

    Мелехин: Против строительного предприятия, учредителем которого я являюсь, было возбуждено уголовное дело. Одним словом, карательная машина стала набирать обороты.

    РГ: И все же ваше предприятие сумело подготовить заявочные документы для участия в третьем аукционе?

    Мелехин: Да, мое предприятие приняло участие в третьем аукционе, который, впрочем, был также отменен.

    РГ: Хотите ли вы сказать, что правительство Камчатского края умышленно пошло на отмену аукциона?

    Мелехин: У меня есть основания так считать.

    РГ: Но зачем им это нужно?

    Мелехин: Сейчас объясню. Согласно 94-му федеральному закону, если три аукциона, в нашем случае на сейсмоусиление, не состоялись по какой-либо причине, то федеральное правительство берет на себя функции определения генерального подрядчика, т.е. основного исполнителя работ. В результате единственным исполнителем работ стало Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа ("Дальспецстрой").

    РГ: И все же, почему губернатор Камчатского края пошел на этот шаг? Он же понимал, что кличет на себя беду...

    Мелехин: Вот здесь начинается самое интересное. Вернусь снова к 94-му федеральному закону. В нем есть требование, где указано, что работы, связанные с изменением конструкции жилых строений, либо изменений, могущих повлиять на целостность самих жилых помещений (например, балконов), должны быть согласованы с собственниками жилых помещений. Технически это оформляется протоколами собрания собственников жилья по каждому дому отдельно, и потом вместе с остальными документами протоколы должны быть представлены исполнителю. Без этих документов он не может приступить к работам. Но, по информации местных СМИ, эти протоколы составлены не были!

    РГ: Но на что рассчитывало правительство Камчатского края? Они же знали, что у них нет протоколов? Обратись один из собственников жилья в суд и рушится весь аукцион?

    Мелехин: Да, вы правы. Видимо, правительство Камчатского края во главе с губернатором полагали, что жители не знают закон, подрядчики и субподрядчики будут молчать, т.к. им надо зарабатывать деньги. Для них простой в работе означает потерю денег. А если с собственником выйдет какая-то проблема, то договариваться придется исполнителям. И расходы будут нести исполнители, а не заказчики.

    РГ: Тогда почему же все-таки отменили третий аукцион, если все было "шито-крыто"?

    Мелехин: Журналисты раскопали, что протоколов согласования с собственниками жилья нет. И главное, они выяснили, что аукцион на исполнение функций "заказчика - застройщика" не проводился, а значит, некому формулировать техническое задание, согласовывать, представлять технические документы исполнителю и контролировать ход исполнения работ. Само министерство строительства Камчатского края такими полномочиями и возможностями не располагало.

    РГ: Ладно, пришел на Камчатку "Дальспецстрой". Но протоколов собрания собственников жилья и аукциона на исполнение функций "заказчика - застройщика" все равно нет. Что выиграло камчатское правительство?

    Мелехин: Мне кажется, губернатор опять словчил. Вероятно, не без его подачи Агентством по управлению госимущества Камчатского края были ликвидированы две организации, могущие участвовать в конкурсе. Отныне у него появилось новое учреждение, которое, на взгляд губернатора, может осуществлять функции "заказчика - застройщика".

    РГ: Что, все так просто?

    Мелехин: Нет, это губернатору кажется, что все просто. С одной стороны, ликвидировать организации, которые находились на полном самообеспечении, - означает повесить дополнительную нагрузку на бюджет, увеличить его расходную часть. В данном случае камчатскому налогоплательщику подобная реорганизация обойдется примерно в 13 миллионов рублей в год. С другой стороны, избавление от аукционов (конкурсов) - это всегда хорошая почва для коррупции. И еще, вновь созданная организация как структурное подразделение министерства правительства не может исполнять функции "заказчика - застройщика", все потому же 94-му ФЗ, т.к. не является членом саморегулирующейся строительной организации. Круг замкнулся.

    РГ: И что же теперь делать "Дальспецстрою"?

    Мелехин: Губернатор полагает, что тот будет сам решать все проблемы.

    РГ: Да, но как, если вы сами говорите, что по закону это сделать не представляется возможным?

    Мелехин: Можно. Но только это займет немало времени, которого нет.

    РГ: И, значит...

    Мелехин: И, значит, сейсмоусиление будет делаться вопреки закону. Дай Бог, чтобы я ошибся.

    РГ: Насколько мне известно, губернатор представил причину отмены аукционов на сейсмоусиление жилых домов в Петропавловске-Камчатском как желание не дать разворовать бюджетные средства. Вам что-нибудь известно об этом?

    Мелехин: Да, я знаком с мнением губернатора по этому поводу. Единственная причина отмены аукционов по сейсмоусилению - неспособность самого губернатора Камчатского края справиться с этой задачей.

    РГ: Спасибо за откровенный разговор.

    Справка "РГ"

    Эдуард Викторович Мелехин. Родился в июне 1965 года в Хабаровске в семье потомственных строителей. На Камчатке живет с 1968 года. По образованию "экономист, финансовый менеджер". Является кавалером орденов "Меценат столетия", "Миротворцы" второй степени. В строительном бизнесе с 2000 года. Женат, сын окончил Всероссийскую государственную налоговую академию в Москве. Живет и трудится на Камчатке.

    Поделиться