17.10.2010 23:26
    Поделиться

    Остановлены работы по реконструкции здания "Геликон-оперы"

    Еще один столичный проект под вопросом

    В минувшую субботу и. о. первого заммэра Москвы Юрий Росляк остановил работы еще на одном скандальном проекте в столице - реконструкции здания "Геликон-оперы", которое, по первоначальным планам столичных властей, в декабре должно быть сдано в эксплуатацию.

    Напомню: "Геликон-опера" - самый молодой оперный театр в Москве. Созданный в 90-х годах прошлого века, он тем не менее уже завоевал популярность и любовь зрителей и в России, и за рубежом. Расположился он в одном из самых сохранившихся уголков старой Москвы - на улице Большой Никитской, в городской усадьбе ХVIII века, принадлежавшей раньше Глебовым- Стрешневым-Шаховским. Впервые театр на этом месте появился еще в ХIХ веке. Так что выбор властей для оперного театра был неслучаен.

    А вот с реставрацией, в которой давно нуждалась старинная усадьба, с самого начала явно не заладилось. Распоряжение правительства Москвы о ее проведении вышло еще в 2002 году, но активно работы начались лишь в 2008-м. Потом наступил кризис, и в 2009 году финансирование было приостановлено, а сроки окончания работ перенесены с декабря 2010 года на декабрь 2011-го. Впрочем, как выяснилось в минувшую субботу во время очередного объезда по городу, до этой даты строители не управятся и уже сейчас ставят вопрос о переносе ввода здания в строй на первый квартал 2012 го года.

    Но проблема даже не в этом. Начиная с прошлого года работы на Большой Никитской вызывают серьезный протест общественности. Координаторы общественного движения "Архнадзор" неоднократно заявляли: эта реставрация для усадьбы - со смертельным исходом, она приведет в конечном итоге к полному уничтожению городского двора ХVIII века. На совещании, в котором приняли участие представители фирм заказчика и подрядчика, Моском архитектуры и Москомнаследия, Юрий Росляк попытался разобраться, в чем же проблема. Выяснилось, что работы ведутся строго в соответствии с проектом, разработанным Моспроектом-4 во главе с директором Андреем Боковым. Проект согласован с Москомнаследия, минкультуры и Росохранкультуры, так как здание является памятником федерального значения. Но, когда Борис Ельцин подписывал указ о взятии памятника под охрану в 1993 году, была допущена ошибка - в адресе "Геликон-оперы" вместо "улица Большая Никитская, 19/16" написали: "16/19, строение 1, 2". В итоге на бумаге реальный памятник неожиданно оказался совсем и не памятником. И если вначале в нем, как и положено, предполагалась лишь научная реставрация, то потом появилось и новое строительство. По просьбе театра проектировщики предусмотрели кроме малой сцены еще и большую сцену. Она должна была появиться после перекрытия исторического двора крышей. До этого, правда, дело пока не дошло, но ряд исторических зданий, составляющих вместе с усадьбой единый городской ансамбль, уже снесли.

    Это и возмущает общественность, так как любое новое строительство и снос старины на территории памятников категорически запрещены законом. Ссылку на ошибку в указе президента она не принимает, считая это лишь маскировкой, с помощью которой современные архитекторы по традиции бездумно вторгаются в городскую среду, не ими созданную. Дело в том, что не только сама усадьба Глебовых-Стрешневых- Шаховских неприкосновенна, но по закону города Москвы об охраняемых территориях,она расположена как раз в одной из таких зон. И, обнаружив ошибку, первое, что должны были сделать и руководители театра, и архитекторы, - добиться ее исправления. Они же как ни в чем не бывало продолжали стройку, и теперь 40 процентов объема работ уже выполнено.

    "Закон нарушать мы не будем. Ошибка хотя и чужая, но исправлять ее нам", - заявил Юрий Росляк. Он потребовал провести научно-историческую экспертизу, в ходе которой станут ясны наконец четкие границы охраняемой территории и какие из объектов, расположенных на ней, могут подлежать перестройке, а какие - только реставрации. Пока же будут продолжены лишь работы по пуску тепла в здание по Большой Никитской. Экспертиза должна быть представлена не позднее чем через месяц. "Может быть, именно этот случай станет знаковым для всех архитекторов города и они поймут, что памятники в Москве неприкосновенны", - говорят москвичи.

    Поделиться