04.10.2010 23:10
    Поделиться

    Вопрос о переносе памятника Петру Первому обсудит градостроительный совет Москвы

    Вопрос о переносе памятника обсудит градостроительный совет Москвы

    Прозвучавшее вчера предложение врио столичного мэра Владимира Ресина "подумать о возможном переносе" скандального памятника Петру Первому работы скульптора Зураба Церетели вызвало в городе бурную реакцию. За свой гигантский размер он стал источником анекдотов чуть не с первых дней установки.

    К тому же легенда гласит, что эта скульптура русского царя - не что иное, как переработанная и видоизмененная копия статуи Колумба, которую Церетели готовил к 500-летию открытия европейцами Америки. Попытки общественности протестовать против установки на Москве-реке этой громадины оказались тогда бесплодными. Памятник, который официально называется "В честь 300-летия русского флота", был установлен в 1997 году по заказу правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москвы-реки и Обводного канала. Стометровая скульптура стала самой высокой в России, да и в мире мало кто может с ней тягаться размерами. В то время стоимость сооружения неофициально оценивалась в 15-20 миллионов долларов.

    Конечно, о вкусах можно спорить. Например, сайт "Виртуальный турист" в 2008 году попросил активистов и экспертов назвать десяток самых уродливых строений и памятников мира. Московский Петр вошел в этот список - после башни Монпарнас в Париже, здания Городского совета в Бостоне, Ливерпульского собора и других. Но московские власти вплоть до последних дней не обращали внимания на критику. А вдруг - перенос. "Умный учится на чужих ошибках", - объяснил врио мэра.

    Как стало известно корреспонденту "РГ", вопрос о дальнейшей судьбе памятника будет обсужден на ближайшем заседании градостроительного совета Москвы. Архитекторы считают, что незачем памятнику тесниться на стрелке - надо переместить его на большую воду, например, к Северному речному порту, где он будет лучше смотреться. "Для этого объекта можно найти более удачное место с точки зрения размещения, - высказался и руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский. - Но это сложнейшее инженерное сооружение, его трудно было построить, еще сложнее демонтировать. Это потребует серьезных финансовых затрат".

    Перенос памятника влетит казне в копеечку. По оценке депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, в миллиард рублей. На эти деньги можно было бы построить, например, пару детсадов. К тому же потребуется разрешение федеральных властей. Да и мнение горожан не худо бы спросить, о чем напомнил министр культуры РФ Александр Авдеев.

    "РГ" последовала этому совету и провела небольшой опрос: надо ли переносить памятник?

    Игорь Воскресенский, главный художник Москвы:

    - Перенос памятника Петру (демонтаж, складирование, монтаж) обойдется дороже его сооружения. Важно, чтобы при обсуждении дальнейшей его судьбы творческий вопрос не превратился в политический. Мне кажется, не следует спешить с решением. Наступит время, когда памятнику потребуется ремонт, - тогда можно поговорить о переносе. А деньги лучше вложить в реставрацию памятника Минину и Пожарскому, который в аварийном состоянии.

    Константин Михайлов, координатор общественного движения "Архнадзор":

    - По мне, так лучше бы памятники Церетели стояли где-нибудь в парке. Но я не против переноса. Что касается средств на это, то, думаю, многие москвичи готовы пожертвовать кровными на такое дело.

    Тем не менее сегодня есть задачи поважнее. В первую очередь надо спасать объекты исторического наследия, которые разваливаются или не реставрируются, из-за чего их можно потерять. Среди них - Палаты Гурьевых XVII века, Дом Быкова на 2-й Брестской улице, усадьба Шаховских, типография Лисицкого в 1-м Самотечном переулке, Хитровская площадь... Хотелось бы верить, что разговоры о переносе памятника - это не попытка отвлечь внимание общественности от тем, действительно связанных с разрушением и застройкой исторических мест Москвы.

    Сигурд Шмидт, академик РАО, советник РАН:

    - Сносить памятники нельзя, а переносить, по-моему, можно. Я, например, подписывал письмо, чтобы памятник Гоголю перенесли на прежнее место. Хорошо бы и Пушкина вернуть на начало Страстного бульвара, где он прежде стоял. Чтобы рядом с памятником можно было подумать, а не только помитинговать.

    И Москва должна иметь памятник Петру Первому. Если ему подыщут более удобное место, например, при въезде в речной порт - ради бога. Только не на склад. Я нормально отношусь к этому памятнику. Меня не смущает гигантский размер Петра. Реформатор, государственный строитель - он и должен быть большим.

    Автор же памятника Зураб Церетели считает сам вопрос о переносе памятника позорным, но его постановку для себя лично - дополнительной рекламой.

    Поделиться